Пояснительная записка
к учебному плану
Учебный план ДОУ по реализации
образовательной программы
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития
ребенка-детский сад №57» (далее –МБДОУ «ЦРР-детский сад №57»
составлен в соответствии и на основании нормативно - правовых документов
и локальных актов:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028 «Об
утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного
образования»
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению
дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного
стандарта дошкольного образования».
Письмом
«Комментарии
к
ФГОС
дошкольного
образования»
Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.02.2014 г. № 08-249
Уставом МБДОУ «ЦРР-детский сад №57».
Учебный план является нормативным документом МБДОУ «ЦРР-детский
сад №57», определяющим объем времени, отводимого на проведение
образовательной
максимально
деятельности
допустимого
педагога
с
воспитанниками
объема недельной
образовательной
с
учетом
нагрузки,
включая реализацию дополнительных образовательных программ.
Основная цель учебного плана: Регламентация учебно-познавательной
деятельности. Образовательная деятельность в детском саду осуществляется в
соответствии с образовательной программой ДОУ, разработанной с учетом ФОП
ДО. Обучение, воспитание и развитие по ООП ДО с детьми с 1 года до 7 лет
организуется в непосредственной образовательной деятельности и в не
регламентируемой деятельности.
Учебный план обеспечивает комплексное развитие детей в пяти
взаимодополняющих образовательных областях:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие
Воспитательно-образовательный процесс построен с учетом контингента
воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального
заказа родителей.
Детский сад работает в режиме 5-дневной недели, 12часового рабочего дня.
Структура образовательного процесса.
Учебный день в ДОУ делится на 2 блока:
Первая половина
дня
включает
в
себя
совместную
деятельность
воспитателя и детей, занятия, утреннюю гимнастику, индивидуальную
работу, организованную образовательную деятельность, прогулку;
Вторая половина дня включает в себя занятия, кружки, самостоятельную
игровую, двигательную деятельность детей, прогулку, индивидуальную
работу воспитателя с детьми.
Занятие рассматривается, как дело занимательное и интересное для детей,
развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной
или
несколько
образовательных
областей
или
их
интеграцию
с
использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых
осуществляется педагогом.
С учетом перечня основных видов организованной образовательной
деятельности, согласно принципу интеграции развитие детей осуществляется
при
организации
коммуникативной,
всех
видов
трудовой,
детской
деятельности:
познавательной,
игровой,
исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
В ДОУ составлен гибкий режим деятельности с детьми (на тѐплый –
холодный период времени года и период адаптации).
Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов,
суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста
определяются СанПин 1.2.3685 – 21: для детей от 1.5 до 3 лет – не более 10
минут, для детей 4-го года жизни – не более 15 минут, для детей 5-го года
жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут,
для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой
половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут
соответственно, а в старшей и подготовительной 45 мин и 1,5 часа
соответственно.
В
середине
времени,
отведенного
на
непрерывную
образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы
между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10
минут.
Максимальный объем недельной образовательной нагрузки, для детей
дошкольного возраста составляет:
в группе детей раннего возраста – 1час 40 минут; в младшей группе – 3 часа;
в средней группе – 4 часа 20 мин;
в старшей группе – 6 часов 40 минут;
в подготовительной группе – 8 часов 00 минут.
При
распределении
используют
необходимые
деятельности,
требующий
образовательной
нагрузки
здоровьесберегающие
умственного
педагоги
ДОУ
компоненты:
вид
напряжения,
чередуется
с
двигательной и музыкально-художественной деятельностью. Во время НОД
для снятия утомления проводится физкультминутки, динамические паузы.
Учебный план составлен из расчета 36 недель с учетом каникулярного
режима деятельности учреждения и не превышает максимально допустимый
объем общей нагрузки, рационально распределяет время, отводимое на освоение
Образовательной программы дошкольного образования.
С 02 сентября по 13 сентября - адаптационный период;
С 16 сентября по 25 декабря – учебный период;
С 26 декабря по 13 января – новогодние каникулы;
С 14 января по 23 мая – учебный период;
С 24 мая по 01 сентября – летние каникулы.
Особенности
составления
модели
организации
образовательной
деятельности:
1.
Образовательная
деятельность,
требующая
повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в
первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей
(вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с
образовательной
деятельностью,
направленной
художественно-эстетическое развитие детей.
на
физическое
и
2. В середине года (январь) для воспитанников дошкольных групп,
организованы
недельные каникулы, во время которых проводят
непосредственно
образовательную
оздоровительного
цикла
деятельность
(музыкальная,
только
спортивная,
эстетически-
изобразительного
искусства).
3. В дни каникул проводятся спортивные и подвижные игры,
спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивается
продолжительность прогулок (в теплое время года).
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности
воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей
образовательной среды по каждой образовательной области не определяется.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников,
спецификой
и
возможностями образовательных областей.
Возможные
варианты
интеграции
образовательных
областей
определяет воспитатель группы при планировании работы. В летний период
деятельность педагога с детьми выносится на свежий воздух, проводится
только образовательная деятельность по художественно-эстетическому и
физическому развитию, развивающие, развлекательные и оздоровительные
мероприятия (спортивные и подвижные игры, развлечения, наблюдения и
прочее) в соответствии с планом летней оздоровительной работы.
Возрастная группа
Наименование программы
Образовательные
области
Физическое
развитие
Познавательное
развитие
Базовый вид
деятельности
Развитие движений
Физическая культура
(в помещении, на
прогулке),
обучение плаванию
Игры-занятия с
дидактическим
материалом
Игры-занятия со
строительным
материалом
Ознакомление с
окружающим миром
Учебный план на 2024– 2025 учебный год МБДОУ «ЦРР – детский сад № 57»
с 1 до 2 лет
с 2 до 3 лет
с 3 до 4 лет
с 4 до 5 лет
с 5 до 6 лет
№3
№ 5
№ 10,11
№ 12
№7
Образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад № 57» в соответствии с
Федеральной образовательной программой дошкольного образования
образовательная деятельность
(на неделю)
2/12
3/30
3/45
3/60
3/75
Речевое развитие
3/90
2/12
-
-
-
-
-
1/6
-
-
-
-
-
-
-
1/15
1/20
1/25
1/30
1/10
-
-
-
-
-
-
1/15
1/20
1/25
2/60
3/18
-
-
-
-
-
-
2/20
1/15
1/20
2/50
2/60
Ребенок и
окружающий мир
Формирование
элементарных
математических
представлений
Расширение
ориентировки в
окружающем и
развитие речи
Развитие речи
(развивающая
речевая среда,
формирование
словаря, звуковая
культура речи,
грамматический
строй речи, связная
речь, подготовка к
обучению грамоте);
Художественная
литература
с 6 до 7 лет
№ 6,8
Художественноэстетическое
развитие
Музыкальное
воспитание
2/12
2/20
2/30
2/40
2/50
2/60
Рисование
Лепка
-
1/15
1 раз в 2 недели/15
2/60
1 раз в 2 недели/30
-
1 раз в 2 недели/25
1 раз в 2 недели/30
Конструирование
-
1/25
1/30
ежедневно
в ходе режимных
моментов
1/10 1 раз в 2
недели
ежедневно
в ходе режимных
моментов
1раз в 2
недели/15
1/15
1/20
1 раз в 2
недели/20
1 раз в 2
недели/20
1/20
2/50
1 раз в 2 недели/25
Аппликация
1/10
1/10 1 раз в 2
недели
-
ежедневно
в ходе режимных
моментов
ежедневно
в ходе режимных
моментов
ежедневно
в ходе режимных
моментов
ежедневно
в ходе режимных моментов
10
12 - 20 мин.
10
20 мин
11
30 мин.
11
40 мин
13
45мин. – в первой
половине дня
25мин. – во второй
половине дня
5ч00мин(300мин)
14
1ч 30 мин. - в первой
половине дня
30 мин. – во второй половине
дня
6ч.30мин (390мин)
- Социализация,
развитие общения,
нравственное
воспитание;
- ребенок в семье и
сообществе,
патриотическое
Соиальновоспитание;
коммуникативное
самообслуживание,
развитие
самостоятельность,
трудовое
воспитание;
формирование основ
безопасности
ИТОГО
Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки в день в
соответствии с СанПиН 1.2.3685 - 21
1ч. 20мин
1ч.40мин(100мин) 2ч.30мин(150мин) 3ч20мин(200мин)
(80мин)
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов (взаимодействие взрослого с детьми)
Периодичность образовательной деятельности и культурных практик в неделю
Фактический объем недельной нагрузки
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих процедур
Гигиенические процедуры
Ситуативные беседы при проведении
режимных моментов
Чтение художественной литературы
Дежурства
Прогулки
Трудовое воспитание
Конструктивно-модельная деятельность
Конструктивно-модельная
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 раз в 2 в недели
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 раз в
1 раз в неделю(чередуется)
неделю(чередуется)
деятельность/прикладное творчество
Игра
Конструирование
Самостоятельная деятельность в центрах
(уголках) развития
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
.