Письмо Минпросвещения России от 21_06_2021 N 03-925 О нап

<Письмо> Минпросвещения России от
21.06.2021 N 03-925
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по
реализации образовательных программ
дошкольного образования с применением
электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий")

Документ предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 06.07.2021

<Письмо> Минпросвещения России от 21.06.2021 N 03-925
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 06.07.2021

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 21 июня 2021 г. N 03-925
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
По заказу Министерства просвещения Российской Федерации федеральным государственным
бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Липецкий государственный
педагогический университет имени П.П. Семенова - Тян-Шанского" (далее - Исполнитель) в рамках
государственного задания разработаны Методические рекомендации по реализации образовательных
программ дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий (далее - Методические рекомендации).
В марте 2021 г. проект Методических рекомендаций был рассмотрен на заседании Координационной
группы по вопросам дошкольного образования и доработан Исполнителем с учетом предложений
экспертного сообщества. Кроме того, Методические рекомендации согласованы Роспотребнадзором
(письмо от 10 июня 2021 г. N 02/11638-2021-23).
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения
России просит довести до сведения руководителей образовательных организаций, реализующих
образовательные программы дошкольного образования (далее - ДОО), расположенных на территории
субъектов Российской Федерации, информацию о разработанных Методических рекомендациях для их
учета в работе ДОО.
Директор Департамента
Е.Е.СЕМЧЕНКО

Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ,
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Общие положения
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее
- Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает возможность применения при реализации образовательных
программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 13 Федерального
закона N 273-ФЗ), а при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций,
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской
Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения образовательной
программы дошкольного образования - необходимость осуществления реализации образовательных
программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (статья 108
Федерального закона N 273-ФЗ).
Дошкольная образовательная организация вправе осуществлять реализацию образовательной
программы дошкольного образования или ее части с применением электронного обучения, дистанционных

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 2 из 6

<Письмо> Минпросвещения России от 21.06.2021 N 03-925
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 06.07.2021

образовательных технологий при наличии:
необходимых условий
непосредственно в ДОО;

(кадровых,

материально-технических,

учебно-методических),

созданных

возможностей и согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
Настоящие методические рекомендации распространяются на возрастную группу детей старше 5 лет,
занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Настоящие методические рекомендации основаны на результатах научных исследований отдельных
аспектов организации и осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения в сфере дошкольного образования, а также анализа
практики реализации образовательных программ дошкольного образования в различных субъектах
Российской Федерации.
Основные понятия и сокращения
Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в
базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих
ее
обработку
информационных
технологий,
технических
средств,
а
также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной
информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в
основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
ДОО - дошкольная образовательная организация.
ДОТ - дистанционные образовательные технологии.
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.
ООП ДО - основная образовательная программа дошкольного образования.
ПК - персональный компьютер.
ПО - программное обеспечение.
ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ЭО - электронное обучение.
ЭСО - электронные средства обучения.
Нормативные правовые основы реализации ООП ДО с применением
ЭО, ДОТ
При реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ в дошкольной образовательной организации
следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и
о защите информации";

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 3 из 6

<Письмо> Минпросвещения России от 21.06.2021 N 03-925
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 06.07.2021

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию";
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи (далее - СП 2.4.3648-20), утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (Зарегистрировано
в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН
1.2.3685-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г.,
регистрационный N 62296).
Целесообразным для ДОО учитывать следующие нормативные правовые акты: приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении целевой
модели цифровой образовательной среды". Указанные приказы не регулируют образовательную
деятельность непосредственно в сфере дошкольного образования, но могут быть полезны ДОО для
понимания общих подходов к реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ, развитию
цифровой образовательной среды, формированию единого понятийного пространства системы
образования Российской Федерации.
Модели реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ
Реализация ООП ДО с применением ЭО, ДОТ может осуществляться в двух основных моделях:
1. Педагог и дети (воспитанники) находятся в ДОО. Осуществляется непосредственное
взаимодействие педагога с детьми, при этом при реализации ООП ДО педагог применяет элементы ЭО,
поскольку деятельность в электронной образовательной среде является естественной для современного
ребенка, способствует повышению его мотивации к познанию мира, позволяет учитывать его
индивидуальные образовательные потребности. Большинство детей еще в раннем возрасте в семье
получают первый опыт обращения с ЭСО, знакомства с электронными образовательными и
информационными ресурсами.
2. Педагог и дети (воспитанники) находятся на удалении друг от друга. Осуществляется
опосредованное взаимодействие педагога с детьми: ООП ДО реализуется с применением ЭО, ДОТ и
включает как онлайн-формат (режим реального времени, синхронное обучение), так и оффлайн-формат
(асинхронное обучение, не привязанное к конкретному месту и времени). В последнем случае педагог
заранее подготавливает и направляет родителям (законным представителям) необходимый цифровой
образовательный контент. Ребенок осваивает ООП ДО с помощью указанного контента в присутствии
родителей (законных представителей). Решение о внедрении ДОО данной модели реализации ООП ДО
принимается, как правило, при наступлении вынужденных обстоятельств (карантин, режим самоизоляции,
чрезвычайная ситуация, продолжительная болезнь ребенка и др.) в случае отсутствия возможности
организовать работу по реализации права на обучение по ООП ДО на дому или в медицинской организации
при длительном лечении.
Необходимо также отметить, что в практике образовательной деятельности ДОО вышеназванные
модели могут сочетаться. Например, большинство детей посещает ДОО и осваивает ООП ДО
непосредственно, при этом педагог включает в образовательный процесс элементы ЭО, а один или
несколько воспитанников ДОО в силу вынужденных обстоятельств осваивают ООП ДО удаленно и
опосредованно - с применением ЭО и ДОТ.
Применение ЭО, ДОТ, а также работа с ЭСО при реализации ООП ДО должны осуществляться в
соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 4 из 6

<Письмо> Минпросвещения России от 21.06.2021 N 03-925
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 06.07.2021

Особенности образовательной среды ДОО при реализации
ООП ДО с применением ЭО и ДОТ
Образовательная
среда
ДОО
должна
соответствовать
требованиям
ФГОС
ДО,
санитарно-эпидемиологических правил (в том числе в части оборудования рабочего места, освещенности,
микроклимата и др.), учитывать положения примерной основной образовательной программы дошкольного
образования, а в случае применения ЭО, ДОТ включать в себя также:
электронный образовательный контент;
инфраструктуру ЭСО (интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные
средства отображения информации, а также компьютеры и иные средства), ПО, серверы, микрофоны,
камеры, доступ к сети "Интернет";
информационные системы и технологии (образовательные платформы, платформы для
осуществления
онлайн-взаимодействия,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических инструментов и др.).
Используемые в образовательной среде ЭСО должны соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20,
СанПиН 1.2.3685-21, обязательным требованиям, установленным техническими регламентами.
Продолжительность непрерывного использования экрана ЭСО и общая продолжительность
использования ЭСО должна соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21.
Готовность педагогических работников
Руководству ДОО необходимо организовать работу по формированию готовности педагогических
кадров к применению ЭО, ДОТ в образовательном процессе (организация обучения работников по
дополнительным профессиональным программам, анализ и изучение лучших практик по реализации ООП
ДО с применением ЭО, ДОТ, создание системы методической помощи и поддержки педагогов и родителей
(законных представителей) и др.). Она должна охватывать технологические, методические,
здоровьесберегающие, эргономические и психолого-педагогические аспекты.
Педагогические работники образовательной организации, реализующие ООП ДО с применением ЭО,
ДОТ, должны:
знать требования действующего законодательства в области информации, информационных
технологий, защиты информации, персональных данных, реализации ОП с применением ЭО, ДОТ, а также
СП 2.4.3648-20 в части организации образовательного процесса с использованием ЭСО;
обеспечивать безопасность и доступность образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ;
владеть навыками правильной эксплуатации ЭСО с использованием соответствующего
инструментария (ПО, платформ и сервисов), технически обеспечивающего реализацию ООП ДО с
применением ЭО, ДОТ;
иметь представление и уметь выбирать Интернет-сервисы, локальные приложения, электронные
образовательные и информационные ресурсы, в том числе находящиеся на внешних интернет-сайтах, для
наиболее эффективного решения конкретных образовательных задач;
учитывать имеющиеся у родителей (законных представителей) ребенка возможности освоения ООП
ДО с применением ЭО, ДОТ;
обеспечивать оптимальное соотношение онлайн и оффлайн форматов реализации ООП ДО;
консультировать родителей воспитанников по вопросам реализации ООП ДО с применением ЭО,
ДОТ.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 5 из 6

<Письмо> Минпросвещения России от 21.06.2021 N 03-925
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими...

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 06.07.2021

Страница 6 из 6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».