СОДЕРЖАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ........................................................................................ 3 1. 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ .................................... 5 1.1. Пояснительная записка .................................................................................................. 5 1.2. Цель и задачи программы .............................................................................................. 7 1.3. Содержание программы................................................................................................. 7 1.4. Планируемые результаты ............................................................................................ 22 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ...................... 23 2.1. Календарный учебный график .................................................................................... 23 2.2. Условия реализации программы ................................................................................. 23 2.3. Формы аттестации ........................................................................................................ 23 2.4. Оценочные материалы ................................................................................................. 23 2.5. Методические материалы ............................................................................................ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................................... 25 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………… Сказки страны Зодиакалии (фотоматериал)………………………………………..................26 Волшебные краски (фот материал)……………………………………………………………28 Волшебный песок (Истории песочного человечка) (фотоматериал)………………………. 29 Барбарики (фотоматериал)……………………………………………………………………. 20 Конспекты занятий……………………………………………………………………………...32 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Улыбка» Направленность программы – социально-коммуникативная Возраст обучающихся – 4-6 лет Срок обучения – 1-2 года Особенности состава воспитанников – постоянный Форма обучения – очная По степени авторства – авторская По уровню усвоения – стартовая Форма организации – подгрупповые занятия (кружок) Нормативно–правовая база 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 2. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 5. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 6. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 № 72149) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 7. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 (ред. от 01.12.2022) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного 3 образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 № 59599) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 8. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г.. No 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 г. № 30242) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. No 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2022 № 61573) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 г. No 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2020 № 60833) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 11. Постановление Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 28.01.2021 г. № 2 (ред. от 30.12.2022) Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечениюбезопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 12. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 No1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательнойпрограммы дошкольного образования для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 № 72149) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 13. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 г. No Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»: [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 14. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. No 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: 4 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 № 70226) : [сайт]. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023). – Текст : электронный. 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Сегодня в России образование понимается как некая непрерывная система самосовершенствования человека. В настоящее время дошкольное образование находится на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из задач, на решение которых направлен стандарт – является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. По мнению исследователей развитие психических функций и личности ребенка проявляется у детей в интеллектуальной, поведенческой и эмоциональной сферах. При этом эмоциональный компонент в дошкольном возрасте является ведущим (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. Д. Дерябо, И. Э. Куликовская и др.). Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Ведущую роль в развитии ребёнка дошкольника играют коммуникативные особенности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других в данных ситуациях и на основе этого выстраивать своё поведение. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Таким образом, развитие эмоций ребенка в дошкольном возрасте, коррекция недостатков эмоциональной и коммуникативной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач развития. При обследовании детей в дошкольном учреждении педагогом-психологом были выявлены нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сфере, которые проявлялись: в повышенной возбудимости, чувствительности, пугливости, тревожности, двигательной расторможенности с одной стороны, с другой стороны вялость, пассивность, безинициативность, двигательная заторможенность. Дети быстро утомляются, отмечается 5 низкая работоспособность, трудности в установлении контактов, недостаточно развиты навыки общения. Идея организации совместной работы специалистов дошкольного учреждения с детьми, нуждающимися в развитии эмоциональной сферы и навыков общения, возникла после проведенной диагностики. По результатам мониторинга (средняя и старшая группы) установлено: у 30% детей из 100% обследованных низкий уровень развития эмоциональной сферы и отмечаются нарушения в сфере общения. В связи с этим педагогом-психологом и музыкальным руководителем была разработана программа «Улыбка». Программа направлена на развитие эмоциональной сферы и навыков общения дошкольников. Актуальность программы «Улыбка» обусловлена тем, что в настоящее время даже дети дошкольного возраста, очень много времени проводят за компьютерами, телефонами, планшетами. В связи с этим они мало общаются со сверстником, взрослым человеком. Следовательно, дети стали менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Поэтому возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Процесс социализации дошкольников, имеющих данные проблемы, проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить работу с детьми, направленную на развитие эмоциональных состояний и развитие навыков общения детей. Отличительной особенностью программы «Улыбка» является то, что она составлена с учетом требований ФГОС ДО и в ее содержании прослеживается интеграция пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Практическая значимость программы заключается в комплексном применении методов арт-терапии и здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие эмоциональной сферы и навыков общения дошкольников. Результатом данной деятельности, является положительная динамика в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Материалы программы используются педагогами в нашем дошкольном учреждении и могут быть использованы в других дошкольных учреждениях города Северска. Механизм реализации программы. Объем и срок освоения программы. Шесть (6) месяцев учебного года (ноябрь – апрель), восемь (8) занятий в месяц. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – коррекционные занятия социально-коммуникативной направленности по программе «Улыбка» для детей 4-6 лет. На занятия дети определяются по результатам мониторинга (средняя и старшая группы), в ходе которого выявляются проблемы в развитии эмоциональной и коммуникативной сферы. Занятия проводятся по подгруппам (подгруппа в составе 6-10 человек). Состав группы постоянный (может варьироваться). Уровни развития и их характеристика. «Стартовый уровень». Содержание программы обеспечивает комплексный процесс социализации дошкольников, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы и навыков общения. В содержании программы прослеживается интеграция пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. 6 Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности и комплексном применении методов арттерапии и здоровьесберегающих технологий. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: - 36 часов (1 занятие – по 20 минут 1 раз в неделю для детей 4-5 лет) - 36 часов (1 занятие – по 25 минут 1 раз в неделю для детей 5-6 лет) Первый год – 24 занятия (ноябрь – апрель). Второй год – 24 занятия (ноябрь – апрель). 1.2. Цель и задачи программы Цель: формирование умений и навыков межличностного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми через использование методов арт-терапии и здоровьесберегающих технологий. Задачи: 1. Формировать навыки общения со сверстником и взрослым человеком. 2. Развивать способность познавать свои эмоции и внутренние переживания. 3. Развивать музыкальную память, умение определять характер музыки и обогащать музыкальные впечатления детей. 4. Развивать творческие способности и воображение. 5. Развивать способность к импровизации. Психолого-педагогические условия реализации программы «Улыбка» (в рамках требований ФГОС ДО) 1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. 2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. 3. Построение образовательной среды на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка. 4. Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу. 5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей. (п. 3.2.1. ФГОС ДО). 1.3 Содержание программы Программа Улыбка» реализуется в рамках образовательной программы ДОУ по направлению социально-коммуникативное развитие (п. 2.6. ФГОС ДО). Данная образовательная область «направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества» (п. 2.6. ФГОС ДО). Реализуется программа, через занятия кружка с одноименным названием «Улыбка». Программа рассчитана на два учебных года. Перед началом и после завершения работы ежегодно (октябрь, апрель) педагогом-психологом проводится диагностика с 7 использованием следующих диагностических методов: 1. Анкетирование 2. Наблюдение 3. Опрос 4. Беседа 5. Анализ продуктов детского творчества Программа ориентирована на детей 4 – 6 лет посещающих ДОУ. Количество детей в группе – 10 человек. Количество занятий – 1 занятие в неделю. Первый год – 24 занятия (ноябрь – апрель). Второй год – 24 занятия (ноябрь – апрель). Продолжительность: - средняя группа – 20 минут; - старшая группа – 25 минут. В программе используются методы арт-терапии и здоровьесберегающие технологии. Программа состоит из 4 циклов: 1. Цикл «Барбарики» (маленькие человечки, помогающие детям изучать различные эмоции), направлен на развитие эмоций, навыков общения, чувства общности, межличностных отношений, внутреннего потенциала ребенка; на развитие чувства произвольности, эмпатии, способности передавать свое эмоциональное состояние вербальным и невербальным способом. 2. Цикл «Сказки страны Зодиакалии», направлен на развитие положительных эмоций, эмоциональной отзывчивости, через развитие нравственных переживаний и чувств; на раскрытие изначального потенциала личности ребенка, повышение самооценки; на стимулирование творческих способностей ребенка; на развитие умения выражать в движении музыкальный образ и передавать его характерные особенности; на развитие навыков взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе. 3. Цикл «Волшебные краски», направлен на формирование положительных эмоций (вследствие этого, снятие психомышечных, речевых и голосовых нарушений); формирование навыков регуляции эмоционального состояния; развитие творческого воображения; снижение психоэмоционального дискомфорта;коррекция агрессии и поведенческих нарушений;преодоление внутренних конфликтов и переживаний; развитие функции самостоятельной поисковой деятельности; на развитие умения чувствовать себя; совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству. 4. Цикл «Волшебный песок» (истории Песочного человечка), направлен на развитие самооценки, обретение веры в свои силы, овладение чувством самоконтроля, ответственности в своих действиях и поступках; на развитие способности выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания, научиться способам самовыражения; развивать навыки взаимодействия друг с другом, обучение бесконфликтным способам поведения и взаимодействия со сверстниками, совершенствовать диалогическую речь. С детьми 4-5 лет реализуется только первый цикл «Барбарики». Так как цикл разработан с учетом возрастных особенностей детей пятого года жизни и подготавливает детей в последующем к восприятию усложненного первого и следующих трех циклов. С детьми 5- 6 лет реализуются все четыре цикла программы. 8 Используемые технологии, методы и приемы: сказкотерапия, песочная игротерапия, изотерапия, телесно-ориентированный метод, дыхательная гимнастика, самомассаж и массаж, пальчиковая гимнастика, релаксация, применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), техника пантомимического общения (направленная на воспитание уверенности в себе), упражнения направленные на выработку правильной осанки, метод самооценки (в плане слухового контроля), элементы музыкотерапии, эмоциональная разминка, игры в кругу, пение, сюрпризный момент, эффект неожиданности, пластические этюды и двигательные импровизации в процессе активного слушания музыки, импровизация на шумовых и детских инструментах. Весь материал (развивающий, коррекционн6ый, игровой, практический, музыкальный, переработанный и дополненный собственными методами, приемами и репертуарным содержанием) оформлен в систему развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Она включает в себя конспекты занятий, видео, аудио материал с использованием информационно коммуникативных технологий, предназначенный для работы с детьми в течение учебного года. Учебный план (средняя группа) Сроки/№ Тема Задачи Количество занятий Цикл «Барбарики» (человечки эмоций) Ноябрь 4 1 «Барбарики» 1.Познакомить детей с эмоциями: радость, грусть, злость, удивление, страх, гнев. 2.Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям. 3.Учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. 4.Развивать эмпатию. 2 «Улыбка» 1.Продолжать знакомить детей с эмоциями радости и грусти. 2.Расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать. 3.Обучать детей общаться при помощи жестов и мимики. 4.Тренировать слуховые ощущения. 3 «Привет» 1.Обучать детей устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств общения. 2.Развивать умение описывать свое настроение и распознавать настроение других. 9 4 Декабрь 1 «Настроение» 3.Развивать эмпатию, умения выражать поддержку сверстнику. Развивать чувства общности у детей в группе. 1. Расширять представление детей об эмоциях. 2.Развивать способность чувствовать настроение в музыке, передавая его в движении и мимике. 3. Развивать эмоциональночувственный опыт детей. 4.Развивать навыки взаимодействия друг с другом. 4 «Люблю, не люблю» 2 «Боюська» 3 «Кто кого боится?» 1.Продолжать знакомить детей с эмоциональными состояниями. 2.Развивать эмпатию, воображение. 3.Расширять "словарь эмоций" путем тактильных взаимодействий. 4.Закреплять умение выражать свои чувства в словесной форме. 1.Продолжать знакомить с эмоцией страха. 2.Учить выражать эмоции под музыку, с помощью движений и передачи цветом. 3.Наблюдать за ощущениями в теле, развивать произвольное улавливание неприятных ощущений (дрожь, холодок). 4.Формировать навыки непринужденного общения. 1.Проодолжать знакомить детей с эмоцией страха. Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях. 2.Развивать умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики. 3.Способствовать развитию выразительности движений. 4.Стимулировать моторное и 10 4 Январь 1 «Цветок настроения» эмоциональное самовыражение. 1.Закрепить представление детей об основных эмоциональных состояниях. 2. Учить выражать эмоции под музыку, с помощью движений и передачи цветом. 3.Формировать доверие в группе. 4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации игровых персонажей, желание прийти на помощь. 4 «Добрые слова» 2 «Зеркала эмоций» 3 «Хрюша-Марфуша» 1.Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз, прикосновение) средств в общении. 2.Учит детей умению выражать свое настроение и чувствовать эмоциональное состояние другого. 3.Совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству. 1.Совершенствовать представления детей об эмоциях. 2.Учить узнавать характер музыкального произведения. 3.Развивать у детей понимания и чувствование другого. 4.Развивать умения выражать свои эмоции с помощью движений. 1.Развивать тактильночувственный опыт детей. 2.Развивать эмоциональночувственный опыт детей. 3.Способствовать развитию воображения и творческих 11 4 Февраль 1 «Хорошо-плохо» проявлений. 4.Воспитывать умение выслушивать друг друга. 1. Совершенствовать представления детей об эмоциях, учит передавать эмоциональное настроение невербальным способом. 2.Показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника. 3.Познакомить детей с нравственными категориями: добро, зло, дружба; формировать умение действовать в соответствии с ними. 4 «Ласковое имя» 2 «Желание» 3 «Говорите только да» 1.Развивать эмоциональночувственный опыт детей при взаимодействии друг с другом. 2.Закрепить умение выражать свои чувства с словесной форме. 3.Развивать детскую эмпатию, отзывчивость. 4.Развивать чувствование детьми друг друга, соотнесение сверстника и его звукового образа, через слуховое и зрительное восприятие. 1.Развивать воображение, пантомимику, умение передать партнеру содержание своего подарка. 2.Развивать эмоциональную сферу ребенка и его способность к рефлексии. 3.Формировать навыки непринужденного общения, через музыкальные образы и тактильные ощущения. 1. Расширить эмоциональный опыт при взаимодействии друг с другом. 2.Обучать детей умению слушать собеседника: быть внимательным 12 4 Март 1 «Хорошее настроение» к партнеру, не перебивать его. 3.Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение, через музыкальные образы, развивать координацию движений. 1.Учить выражать эмоции под музыку, с помощью движений и передачи цветом. 2.Развивать произвольность улавливания ощущения тепла. 3.Развивать воображение, переживание радостных эмоций. 4.Формировать умения соотносить действия с партнером. 4 «Лесная прогулка» 2 «Камешек желаний» 3 «Солнышко и тучка» 1.Расширять представления об эмоциональных состояниях. 2.Продолжать развивать способность чувствовать настроение в музыке. 3.Развивать способность произвольно чувствовать напряжение и расслабление. 4.Развивать навыки взаимодействия друг с другом с помощью невербальных средств общения. 1.Закрепить представления об эмоциональных состояниях. 2.Развивать воображение, выразительность движений. 3.Формировать умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом. 4.Развивать умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям. 1.Развивать умение дифференцировать эмоциональные проявления, через музыкальное восприятие 13 4 Апрель 1 2 «Облака» произведений. 2.Развивать умения действовать сообща. 3.Обучать выразительным движениям. 4.Развивать навыки взаимодействия друг с другом. 1.Закрепить представления об основных эмоциональных состояниях. 2.Формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении. 2.Закрепить умение передавать эмоциональные состояния с помощью вербальных и невербальных чувств. 3.Развивать мыслительную и речевую активность. 4.Развивать умения выражать эмоции с помощью движений и распознавая характер музыкального произведения. 4 «Грустинка» 1.Расширить представление детей о грусти. 2.Развивать умение выражать свои чувства в словесной форме и с помощью мимики. 3.Развивать умения взаимодействовать со сверстниками, учить согласовывать свои действия с партнером. 4.Развивать эмоциональную чувствительность, с помощь. зрительных образов. «Что случилось с…?» 1.Учить распознавать эмоциональные состояния с помощью зрительного восприятия образов. 2.Учить распознавать настроения с помощью средств пантомимики. 14 3 «Подарок на День рождения» 4 «Радуга эмоций» Сроки/№ 3.Отработка навыков эффективного взаимодействия. 4.Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи и сотрудничеству. 1.Способствовать развитию положительных эмоций. 2.Развивать воображение, через тактильные взаимодействия. 3.Закрепить умение выражать свои чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения. 4.Совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения. 1.Закрепить представления детей об эмоциональных состояниях. 2.Продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. 3.Продолжать учить понимать характер музыкального произведения и выражать его с помощью выразительных движений и мимики. Учебный план (старшая группа) Тема Задачи Количество занятий Цикл «Барбарики» Ноябрь 1 «Маски» 2 «Друзья» 4 1. 1.Развивать положительные эмоции и чувства. 2.Развивать чувство общности. 3.Обучать навыкам саморегуляции. 1. 1.Развивать внутренний потенциал ребенка. 2. 2.Учить действовать в команде. 15 3 4 Декабрь-январь 1 2 3. 3.Формировать навыки регуляции эмоционального состояния. «Эмоции и 1.Закрепитьэмоции веселья, настроение» грусти, вины, злости, радости, удивления, спокойствия. 2.Развивать чувство общности, умение чувствовать настроение другого, быть внимательным к партнеру. 3.Развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям, окружающим (сочувствие, переживание). «Барбарики» 1.Закрепить основные эмоции. 2.Способствовать развитию самоуважения детей. 3.Учить невербальным способам общения. Цикл «Сказки страны Зодиакалии» 7 «Сказка о созвездиях» 1.Развивать чувство произвольности, эмпатии. 2.Развивать способность передавать свое эмоциональное состояние вербальным и невербальным способом». 3.Способствовать познанию основных нравственных норм и ценностей. 4.Развивать воображение. 5.Обучать техникам саморегуляции и расслабления. «Страна Зодиакалия» 1.Развивать положительные эмоции, через развитие нравственных переживаний и чувств. 2.Развивать творческие и музыкальные способности. 16 3 «Шепот звезд» 4 «Зодиакальное созвездие» 5 «Голубой камень» 3.Формировать позитивную эмоциональную адекватность. 4.Учить моделированию ситуаций преодоления трудностей, через сказку. 1.Развивать эмоциональную адекватность, коммуникативные навыки. 2.Развивать произвольное внимание, пространственную ориентацию. 3.Учить находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям. 4.Способствовать развитию спонтанного самовыражения. 1.Развивать чувство произвольности, чувство эмпатии, способность передавать свое эмоциональное состояние вербальным и невербальным способом. 2.Развивать умение анализировать, сравнивать. 3.Развивать эмоциональную отзывчивость. 4.Помоь в накоплении положительного эмоционального опыта. 5.Совершенствовать коммуникативные навыки. 1.Развивать эмоциональную и моторную адекватность. 2.Развивать чувство эмпатии, воображение, фантазию. 3.Способствовать познанию ребенком основных нравственных норм и ценностей. 4.Гармонизировать чувства детей. 5.Помочь в накоплении 17 положительного сенсорного и образного опыта. 6 7 Январь (последняя неделя) - март 1 «Неизвестная планета» 1.Развивать эмоциональную отзывчивость. 2.Развивать чувства эмпатии, развивать внимание друг к другу, чувствование партнера, развивать способность к согласованию действий с партнером. 3.Обучать детей техникам саморегуляции и расслабления. 4.Помочь в накоплении положительного сенсорного и образного опыта, стимулировать творческие способности детей. «Путешествие по 1.Развивать чувства эмпатии, стране Зодиакалии» воображения, фантазии. 2.Развивать эмоциональную отзывчивость. 3.Способствовать познанию ребенком основных нравственных норм и ценностей. 4.Гармонизировать чувства детей. 5.Помочь в накоплении положительного сенсорного и образного опыта. Цикл «Волшебные краски» 6 «Волшебство красок» 18 1.Учить выражать эмоциональное настроение с помощью распознавания холодных и теплых оттенков красок. 2.Учить соотносить цвета с эмоциями. 3.Способствовать проявлению детского творчества в работе с 2 «Петух и краски» 3 «Радуга эмоций» 4 «Музыкальное настроение» 5 «Переменная облачность» нетрадиционным материалом, развивать воображение. 4.Совершенствовать навыки коммуникативного общения. 1.Развивать умение описать свое настроение с помощью выбора цвета. 2.Обучать согласованности своих действий с окружающими. 3.Формировать ассоциативно-образное восприятие с помощью зрительных ощущений. Развивать умение действовать сообща. 1.Закрепить основные виды эмоциональных состояний. 2.Развивать навыки взаимодействия друг с другом, помогать друг другу. 3.Проработать эмоций на уровне узнавания их по мимике. 4.Учить соотносить свое настроение с цветом. 1.Учить соотносить различные цвета красок с настроением музыкального произведения. 2.Развивать эмоциональночувственный опыт детей. 3.Учить выражать музыкальное настроение в определенной цветовой гамме. 4.Способствовать творческому самовыражению. 1.Активизировать эмоциональный опыт детей, путем трансформации своих эмоций на бумагу, используя определенную палитру 19 красок. 2.Оптимизировать положительные эмоции с помощью зрительных ощущений. 3.Воспитывать умение работать в паре и в группе в целом. 6 «Разноцветное 1.Развивать фантазию и настроение» воображение в ходе совместной работы детей друг с другом. 2.Закрепить умение выражать свое настроение в цвете. 3.Формировать умение выразить эмоцию или настроение вербальным и невербальным способом. Цикл «Волшебный песок» (истории Песочного человечка) Март (со второй недели) - апрель 1 «Знакомство с 1.Развивать детскую Песочным эмпатию и расширять человечком» «словарь эмоций» путем тактильных взаимодействий. 2.Способствовать проявлению творческого потенциала детей в работе с песком. 3.Формировать навыки непринужденного общения. 4.Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству. 2 «Песочная страна и ее 1.Оптимизация жители» эмоциональной сферы: создание положительных эмоций. 2.Обучение бесконфликтным способам поведения и взаимодействия со сверстниками. 3.Совершенствовать навыки 20 7 3 «Путешествие по песочной дорожке» 4 «Путешествие по Песочной стране» 5 «Сочинение историй» 21 коммуникативного и деятельностного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству. 4.Снижать напряжение через взаимодействие детей с песком. 1.Развивать фантазию и образное мышление. 2.Развивать умение анализировать и сравнивать. 3.Совершенствовать коммуникативные навыки. 4.Закрепить основные эмоциональные состояния. 5.Стимулировать творческие способности детей. 6.Формировать навыки позитивной коммуникации. 1.Развивать межличностные отношения и формировать навыки позитивной коммуникации. 2.Учит выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания. 3.Учить детей проговаривать свои ощущения. 4.Развивать фантазию и образное мышление. Способствовать творческому самовыражению. 1.Формировать умение слушать и выслушивать друг друга. 2.Совершенствовать диалогическую речь. 3.Воспитывать умения понимать себя и других. Развивать навыки взаимодействия друг с другом. 4.Расширить эмоциональный опыт при взаимодействии 6 «Песочные сказки» 7 «Волшебные страны» друг с другом, способствовать возникновению эмпатии, сопереживания. 1.Активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений о сказочных героях. 2.Закреплять умение выражать свои чувства в словесной форме. 3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации сказочных персонажей. 4.Учить детей взаимодействовать друг с другом. 1.Развивать эмоциональную отзывчивость, чувства эмпатии. 2.Развивать способность передавать свои эмоциональные ощущения вербальным и невербальным способом. 3.Совершенствовать коммуникативные навыки. 4.Развивать эмоциональночувственный опыт детей. 1.4. Планируемые результаты 1. Сформированность у детей определенных навыков общения со сверстником и взрослым человеком. 2. Умение осознавать свои эмоции и внутренние эмоциональные ощущения. 3. Умение определять характер музыкальных произведений. 4. Раскрытие способностей к творческому самовыражению. 5. Умение детей импровизировать. 22 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Календарным учебным графиком определено: − количество учебных недель - 23 − количество учебных дней – 72 − даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 2023-2024 учебный год Продолжительность учебного года – с 01.11.2023 по 30.04.2024 – 23 учебных недель. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Программы соответствует: • санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; • правилам техники пожарной безопасности; • возрастным и индивидуальным особенностям развития детей; • требованиям ФГОС ДО; Материально-техническое обеспечение Программы включает в себя методический комплект (конспекты), оборудование (столы, стулья, ящик с песком, песочный ящик с подсветкой), игрушки, методические пособия и материалы. Информационное обеспечение: ноутбук, экран, музыкальный центр, информационнокоммуникационные технологии, наглядный материал. Кадровое обеспечение: коррекционные занятия по программе проводят педагогпсихолог (высшее образование, стаж работы - 18 лет, высшая квалификационная категория), музыкальный руководитель (средне-специальное образование, стаж работы – 39 лет, высшая квалификационная категория). 2.3. Формы аттестации Формы аттестации. Результативность освоения программы оценивается с помощью мониторинга с использованием следующих диагностических методов: диагностика, анкетирование, наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктивной деятельности. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: протоколы результатов диагностики и мониторинга. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический отчет по итогам проведения мониторинга и диагностического обследования эмоциональной и коммуникативной сферы. 2.4. Оценочные материалы В октябре и апреле педагогом-психологом проводится диагностика с использованием следующих диагностических методов: 1. Анкетирование 2. Наблюдение 3. Опрос 4. Беседа 5. Анализ продуктов детского творчества. Использование дополнительных диагностических методик эмоционального развития 23 дошкольников: 1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника Л. П. Стрелковой. 2. Адаптивная методика Кучеровой Е. В. для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. 3. Цветовой тест эмоциональных состояний на основе теста Люшера. При оценки результатов усвоения программы учитывается также систематичность посещения детьми коррекционно-развивающих занятий. 2.5. Методические материалы - особенности организации образовательного процесса – очная; - методы обучения – словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский проблемный, игровой и воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация; - формы организации образовательного процесса – подгрупповая; - формы организации учебного занятия – коррекционно-развивающее занятие; - педагогические технологии – технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология; - алгоритм учебного занятия (структура): 1. Организационный момент. Приветствие (упражнения, беседа, пение) - 2-3 мин. 2. Разминка (игры, упражнения, задания, пальчиковая гимнастика, телесно-ориентировнный метод, массаж, самомассаж, техника пантомимического общения, метод самооценки и др.) – 6-10 мин. 3.Основная часть (упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации, тематические слайдовые презентации, продуктивная деятельность, практические задания, пластические этюды и двигательные импровизации) – 10-15 мин. 4. Заключительная часть. Обратная связь (музыкальные и пластические задания, подвижные игры, релаксационные упражнения, дыхательная гимнастика, самомассаж) – 2-4 мин. 24 Список литературы 1. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с. 2. Выготский, Л.С. Педагогическая психологии / Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с. 3.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Издательство Питер. - 2008. - 358 с. 4. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с. 5. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 160 с. 6. Епанчинцева, О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр / О.Ю. Епанчинцева. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2010. - 80 с. 7. Крюкова, С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет / С.В. Крюкова. - М.: Генезис, 2007. - 111 с. 8. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155). 25 Приложение Сказки страны Зодиакалии 26 27 Волшебные краски 28 Волшебный песок (истории Песочного человечка) 29 Барбарики 30 31 Приложение Конспекты занятий Барбарики Задачи: 1. Закрепить эмоции веселья, грусти, злости, радости, удивления, спокойствия. 3. Развивать чувство общности, умение чувствовать настроение другого, быть внимательным к партнеру. 4. Способствовать развитию самоуважения детей. 5. Развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям, окружающим (сочувствие, переживание). 6.Учить невербальным способам общения. Атрибуты: куклы – эмоций Барбарики, пластмассовые мячики, коврики для релаксации, мелкие игрушки, листы А4 с масками эмоций; аудиоматериал (песня «Барбарики», «Улыбка», веселая и релаксационная музыка). Ход занятия: Дети входят в зал, на столе стоят куклы - эмоции «Барбарики». I Организационный момент 1.Приветствие – музыкальная разминка «Улыбка» на песню Шаинского «Улыбка». 2. Упражнение «Ласковое имя» на развитие коммуникативных навыков. Детям предлагается, передавая мяч по кругу, здороваться и называть соседа ласковым именем. II Разминка: 1. Двигательная игра «Выбери друга». Дети свободно двигаются под музыку, выбирают пару и танцуют парами. 2. Игра в кругу “Как говорят части тела” на развитие умения входить в контакт, вести диалог. Цель: учить невербальным способам общения. Взрослый даёт ребёнку разные задания. Покажи: как говорят плечи “Я не знаю”; как говорит палец “Иди сюда”; как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”; как говорит голова “Да” и “Нет”; как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”. III Основная часть Детей встречает грустный Барбарик. 1. Игра в кругу «Потерялась девочка». Цель: способствовать развитию самоуважения детей. Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу, взрослый «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)…» - и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)». Детей встречает веселый Барбарик. 2. Игра в кругу «Блины» 32 Цель: развитие эмоциональной сферы и навыков общения. Ребята, давайте печь блины – все берутся за руки и встают тесным кружком. Наливаем тесто – держась за руки, все отходят назад максимально широко (чтобы получился большой блин). Печем блин – держась за руки одновременно слегка приседают, при этом имитируют шипение блина звуком «ш». Мажем блин сметаной – расцепляют руки, и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти рук мягкие и пластичные. Скручиваем наш блин – делают еще несколько шагов назад, при этом выполняя круговое движение предплечьями перед собой – «моторчик». Раскрываем широко рот, вот так – раскидывают руки в стороны, и со звуком «а-а-а-ам» сбегаются к центру, соединяя ладошки с хлопком. Комментарий: при выполнении упражнения, начинку блина можно менять по вкусу, спрашивать совета у детей: «С чем будет блинчик?» 3. Музыкальное упражнение с мячиками «Барбарики». Дети делают движения под музыку песни «Барбарики» повторяя движения за взрослым. Дети встречаются с сердитым Барбариком. 4. Физическое упражнение «А на «злючку» не вставать». Детям показываются картинки с эмоциональными состояниями: «веселье», «радость», «удовольствие», «вина», «грусть», «обида», «злость» и проговариваются с детьми данные состояния. На листах бумаги А 4 нарисованы маски эмоций: «веселье», «удовольствие», «счастье», «грусть», «обида», «вина». На двух листах нарисована «злючка» (злость). Листы раскладываются на полу в произвольности. Дети ходят по залу под музыку, как только музыка останавливается, дети должны встать на любой лист с эмоцией, кроме «злючки». 5. Упражнение на развитие самоконтроля «Да и нет». Взрослый говорит фразы, на правильные фразы дети должны отвечать «да», на неправильные – «нет»: Я сегодня съел котлету. Намело сугробы летом. Я дружу с большой акулой. В комнате четыре стула. Ночью солнце светит ярко. Дарят в новый год подарки. У меня живет котенок. Я пока еще ребенок. IV Заключительная часть Детей встречает спокойный Барбарик. 1. Релаксационное упражнение «Сам себя баюкаю». Дети сидят на ковриках и раскачиваются влево-вправо, пока звучит музыка. Упражнение делают под любую спокойную музыку. 2. Дыхательное упражнение «Покачай игрушку на животике». Дети кладут на живот игрушку и произвольно дышат, чтобы игрушка покачивалась на животе. 3. Обратная связь. Литература: 1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М. 2007. 2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. Сб. 2006. 33 3. Конспекты занятий педагога-психолога – старшая группа. Путешествие по стране Зодиакалия Задачи: 1. Развивать эмоциональную и моторную адекватность. 2. Развивать чувства эмпатии, воображения и фантазии. 3. Способствовать познанию ребенком основных нравственных норм и ценностей. 4. Гармонизировать чувства у детей. 5. Помочь в накоплении положительного сенсорного и образного опыта. 6. Развивать эмоциональную отзывчивость, через развитие нравственных чувств и переживаний. Атрибуты: полотно «Звездное небо», шар «Планета (страна) Зодиакалия, костюм Звездной Феи, камешек голубого цвета, султанчики. Для продуктивной деятельности: пластилин желтого цвета, напечатанные картинки с изображением знака зодиака рыбы, золотые звездочки и «звездная пыль» (мелкая мишура), клей. Ноутбук, экран для показа слайдовой презентации «Звездное небо» и "Знаки зодиака», музыкальный центр, диски с музыкой «Неизвестная планета», «Серебристые снежинки» (Андрей Варламов) Ход занятия: На протяжении всего занятия детей сопровождает Звездная Фея. IОрганизационный момент Приветствие Дети входят в зал, их встречает Звездная Фея и предлагает продолжить путешествие по стране Зодиакалии. Каждый ребенок называет свой знак зодиака. Разминка 1.Мы продолжаем свой полет на звездном корабле по стране Зодиакалия. Упражнение «Звездное небо» (формирование спокойного дыхания). Над детьми опускается и поднимается легкая воздушная ткань со звёздами, символизирующее небо. Имитируя полет корабля, «небо», начинает двигаться вправо - влево, вперед - назад, дети раскачиваются вместе с "небом" (под полотном). 2.Корабль приземляется на Неизвестной планете, на которой живут роботы. Роботы очень трудолюбивы, ответственны и находчивы. Фея предлагает детям перевоплотиться в роботов работяг. Упражнение «Неизвестная планета», танец «Роботы» и «Свободный полет». Дети, повторяя за ведущим, имитируют движения роботов (четкие движения, твердая походка), затем свободный полет (замедленные, плавные движения). II Основная часть 1.Звездная Фея рассказывает сказку "СКАЗКА О ТОМ, КАК В ЗОДИАКАЛИИ ПОЯВИЛСЯ ПОСЛЕДНИЙ ЖИТЕЛЬ - СОЗВЕЗДИЕ РЫБ" Жил в прекрасном подводном дворце Морской Царь. И была у него дочь - Морская Царевна. Это была красивая, умная и добрая девушка. У нее был мягкий и нежный голос. Когда она пела, все жители морского царства приплывали ко дворцу, чтобы послушать ее волшебную песню, и даже бурное море успокаивалось. Часто Царевна поднималась из морской глубины на поверхность, чтобы покататься на волнах и посмотреть, нужна ли помощь людям, которые путешествовали по морю на кораблях и лодках. Если она видела, что корабль заблудился в море или борется с большими 34 волнами, то она указывала капитану путь или безопасное место. Царевна всегда приходила на помощь людям, которые терпели бедствие в море. Как-то раз Царевна каталась на волнах. Волны то поднимали ее высоко-высоко, то стремительно опускали почти на самое дно, а она весело смеялась. Вот волна принесла ее к большому камню, нагретому солнцем. Царевна села на него, подставила лицо солнечным лучам и запела свою волшебную песню. Даже морские волны заслушались ее и перестали биться о прибрежные скалы. Царевна так увлеклась пением, что не заметила, как из воды вышел прекрасный юноша. Это был Принц соседнего морского королевства, где правила добрая и мудрая Морская Королева. Морской Принц был очарован красотой и пением Царевны. Ни на земле, ни под водой никогда он не видел девушки прекрасней, чем она. Царевна закончила петь и почувствовала, что рядом с ней кто-то стоит. Она обернулась и увидела красивого юношу, глаза которого излучали доброту и нежность. Морской Принц и Морская Царевна полюбили друг друга. С того времени они не расставались ни на минуту. Вместе они решали дела в своих подводных государствах, вместе катались на волнах, помогали морским путешественникам. Когда Царевна пела, Принц аккомпанировал ей на подводных музыкальных инструментах. Принц и Царевна всегда понимали друг друга, читали много мудрых книг, рисовали удивительные картины, сочиняли стихи и песни. Они любили жителей Подводного и Земного царств и мир, который их окружал: море, волны, скалы, деревья... Именно поэтому они могли разглядеть в каждом жителе самые лучшие его качества. Подводное царство преобразилось, вода стала изумрудно-прозрачной, вокруг плавали нарядные рыбы с яркими цветными хвостами, морские коньки водили хоровод, расцвели удивительные подводные цветы. Все было наполнено ощущением праздника. А созвездия смотрели с неба на Морских Принца и Царевну и радовались тому, что на Земле живет Любовь. Однажды созвездия-спустили в море звездную дорожку и пригласили Принца и Царевну прийти жить к ним на небо. Когд а Принц и Царевна поднялись в звездную страну Зодиакалию, они обняли каждое созвездие, и все звездное небо наполнилось их любовью. Морские жители и люди посмотрели на небо и увидели там созвездие двух Рыб. Теперь тот, кто смотрит на это созвездие, чувствует большую любовь в своем сердце. Раз в год, с середины февраля до середины марта, созвездие Рыб становится главным на звездном небе. Того, кто рождается на Земле в это время, Рыбы наделяют любовью ко всему живому, даром видеть в каждом человеке самое хорошее и большим терпением... Вот мы и познакомились со всеми двенадцатью жителями звездной страны Зодиакалии. Вы знаете, что они разделили между собой год и каждое созвездие является к нам один раз в году. Жители Зодиакалии живут очень дружно, каждый спокойно ждет своего времени. Вы тоже можете подружиться с ними. Созвездия дружат и помогают тем, кто слушает свое сердце, не теряет времени даром и всегда доводит дело до конца. Все люди и звезды знают: у кого в сердце живет Любовь, у того исполняются самые заветные желания... 35 На прощание я, Звездная Фея, хочу сказать, что созвездия Зодиакалии, звездное небо навсегда останутся с вами, ребята. Загадайте свое самое заветное желание, посмотрите на ночное звездное небо, и желание обязательно исполнится. 2.Задание Звездной Феи, обсуждение сказки с детьми: 1. Почему Морской Принц полюбил Морскую Царевну? 2. Что Принц и Царевна делали для того, чтобы понимать друг друга? Как ты узнаёшь, что тебя понимают и любят? 3. Почему преобразилось морское царство? Ответы детей. 3. Практическое задание «Зодиакальное созвездие». Каждому ребенку дается индивидуальная картинка с изображениемсозвездия рыб. Ребенок должен скатывая из пластилина маленькие шарики, прикладывать их на точки (звезды) изображенные на картинке и размазывать их пальцем от точки до точки так, чтобы получилось созвездие (взрослый помогает). Затем оформить свою картинку мерцающими блестками и золотыми звездами, приклеивая их на картинку. 4. Эмоциональная разминка, танец с султанчиками «Шепот звезд». Дети берут по два султанчика, слушая музыку и повторяя за ведущим, начинают танцевать и принимать фигуры (позы) жителей страны Зодиакалии (знаков зодиака). IIIЗаключительная часть Пришло время нам возвращаться на землю. Занимайте свои места в Звездном корабле и начинаем свой путь обратно по Звездному пути. 1. Слайдовая презентация «Звездный путь». Дети просматривают слайды с изображением звездного неба, звезд, созвездий и знаков зодиака. Повторяют знаки зодиака и называют свой знак. 2. Упражнение «Звездное небо». На Звездном небе дети перекатывают планету Зодиакалию, стараясь ее не уронить. Фея предлагает открыть планету и посмотреть, что там появилось волшебного. Дети открывают планету и видят звезды (конфеты). Фея предлагает детям съесть волшебную звездочку и загадать доброе желание. Обратная связь Дети открывают планету Зодиакалию и находят там звезды желаний (конфеты), загадывают желание, делятся впечатлениями. Литература: 1. Сказки страны Зодиакалии (Медитативные сказки). По материалам книги Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой «Тренинг по сказкотерапии». 36