Программа_По дороге к азбуке

Содержание:
I.

II.

Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………....
1.2. Цель и задачи реализации Программы ……….……………………......
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента ………..…
1.4. Целевые ориентиры. Оценка результатов освоения Программы.........
Содержательный раздел программы
2.1. Содержание и формы работы …..………………………………….........
2.2. Форма мониторинга и оценочные материалы (промежуточные,
итоговые результаты) усвоения знаний ………………………….…...
2.3. Модель организации образовательного процесса ………….……........
2.4. Перспективное планирование ……………………………….……….…
Учебный план работы с детьми 5-6 лет ………………………………..
Учебный план работы с детьми 6-7 лет ………………………………..
Тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет …….………….
Тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет ………………..

III. Организационный раздел программы
3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса..
3.2. Материально-техническое обеспечение …………..................................
3.3. Список литературы ………………………………………………………
IV. Приложения
1. Примерные конспекты занятий для детей 5-6 лет, 6-7 лет ……………..
2. Варианты тестов для детей 5-6 лет, 6-7 лет …………………….………..
3. Рецензия ……………………………………………………………………

2

3
5
6
6
6
7
8
9
9
10
11
15
19
19
20
21
24
26

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Принципы и подходы к формированию Программы
Всем хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа
начальных классов и как порой трудно, не умеющему читать ребёнку,
осваивать её курс. И в двойне труднее ребёнку с нарушениями речи
(фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи). Детям с
нарушениями речи, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в
дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьёзные нарушения чтения и
письма.
Диагностика развития речи детей дошкольного возраста в последние
годы показывает, что из 20 детей группы к пятилетнему возрасту всего 2-3
ребёнка имеют норму звукопроизношения, а третья часть детей имеют
заключение: фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет
первостепенное значение для формирования и коррекции фонетической
стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения
произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому очень важно
начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с ребёнком,
причём на основе одновременного изучения и его графического изображения
– буквы. Через звуко-буквенный анализ ребёнку легче усвоить такие понятия,
как начало, середина и конец слова, а также линейную последовательность
звуков в слове. Но прежде чем учить буквы, ребёнку следует овладеть:
делением речевого потока на предложения, предложений на слова, слов на
слоги и звуки, причём последние должны отчётливо восприниматься на слух и
не смешиваться между собой.
В результате одновременного изучения звуков и букв, обучения
звуковому анализу, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и
чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребёнка образовывается
стойкая взаимосвязь между произносимым звуком соответствующей буквой.
Это становится хорошим подспорьем ребёнку в автоматизации звуков, их
дифференциации. Таким образом, ребёнок обретает опосредованный через
чтение и письмо путь к формированию и коррекции фонетической стороны
речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса.
Постепенно совершенствующиеся навыки чтения и письма,
слогобуквенного анализа, становятся опорой для овладения ребёнком
правильного употребления падежных и родовых окончаний прилагательных и
существительных, местоимений, числительных, окончаний глаголов.
В ходе психологических исследований установлено, что для здорового
ребёнка пятилетний возраст оптимален для начала обучения звуковому
анализу. Практика показывает, что и у детей с нарушениями речи,
формирование навыков звукового анализа на основе письма и чтения
анализируемых слов следует начинать именно в этом возрасте. Помимо
вышеперечисленного, чтение, списывание, осознанное произнесение слов,
написание которых не соответствует их произношению, является косвенной
3

подготовкой ребёнка к усвоению правил орфографии при обучении в школе.
Первые успехи в чтении и письме оказывают мощное
психотерапевтическое воздействие на личность ребёнка, стимулируют
развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными
навыками чтения и письма, ребёнок буквально выпрямляется на глазах: у него
появляется самоуважение, подкрепляемое положительными эмоциями
родителей по поводу его успехов, уверенность в своих силах; резко возрастает
познавательная активность; все психические процессы протекают на
совершенно ином, качественно более высоком уровне.
Учитывая, вышесказанное и образовательный заказ родителей на
обучение грамоте дошкольников, была разработана программа «По дороге к
азбуке». За основу взят раздел «По дороге к Азбуке» (3, 4 часть программы
«Детский сад 2100») с учётом «Программы коррекционного обучения детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б.Филичевой Г.В.Чиркиной, а
также использованы элементы авторской технологии Т.А.Ткаченко. Для
занятий прилагаются презентации, разработанные при реализации Проекта
«Медиапособия для интерактивной доски INTERWRITE по подготовке к
обучению грамоте старших дошкольников», размещенного на «Электронном
образовательном ресурсе» Томской области (ТОИПКРО).
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к
ребенку и направлена на его всестороннее развитие.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – по
обучению грамоте «По дороге к азбуке»
Направленность программы – социально-педагогическая
Возраст обучающихся – 5-7 лет
Срок обучения – 2 года
Особенности состава учащихся – постоянный
Форма обучения – очная
По степени авторства – модифицированная (на основе раздела «По дороге к
Азбуке» 1, 2 ч. программы «Детский сад 2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.
Кислова)
Организационная модель – модульная
По уровню усвоения – разноуровневая
Форма организации детского образовательного объединения – кружок
Актуальность и оригинальность программы состоит в изменении
последовательности изучения звуков (в отличие от программы «Детский сад
2100»): йотированные гласные, обозначение мягкости согласных гласными
второго ряда в пятилетнем возрасте изучать нецелесообразно. Особенностью
программы является проведение занятий по дифференциации зрительного
образа букв, имеющих одинаковые элементы в написании, что способствует
усвоению графического образа буквы, а, следовательно, профилактики
дислексиии и дисграфии.

4

Нормативная база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании РФ».
2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» (с
изменениями на 27 августа 2015 года).
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель: Профилактика нарушений письменной речи и чтения.
Для достижения цели Программы первостепенное значение имеют:
• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии
Задачи программы:
Образовательные:
• Формировать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и
синтеза;
• Формировать слоговой анализ и синтез;
• Обучать чтению;
• Обучать письму печатными буквами;
• Учить анализу и синтезу образа букв их дифференциации.
• Учить выделять слова в предложении, определять их количество;
составлять схемы.
• Формировать грамматические средства языка и навыки словообразования.
Воспитательные:
• Воспитывать умение выслушивать сверстников, уважительное отношение
друг к другу.
• Воспитывать навыки организации деятельности в процессе занятия.
Развивающие:
• Развивать психические процессы: внимание, слуховое и зрительное
восприятие, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,
обобщение)
5

•
•
•
•

Развивать зрительно-моторные координации;
Развивать зрительно-пространственную координацию;
Развивать пространственно-графическую ориентацию;
Развивать мелкую моторику пальцев рук.

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента
Возрастные особенности детей подробно сформулированы в Основной
общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до
школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд.,
испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368с.
1.4. Целевые ориентиры на этапе завершения обучения по программе
Программа кружка рассчитана на детей 5-7 лет (старший дошкольный
возраст).
Ожидаемые результаты освоения программы детьми по возрастам:
5 – 6 лет
• Умеет характеризовать звук;
• Выделяет звуки из состава слова;
• Проводит анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со
стечением согласных) и слов типа СГС, СГСГ, СГССГ.
• Выделяет слова в предложении, определяет их количество; составляет
схемы.
• Проводит звуко-буквенный анализ и синтез слогов (обратных, прямых,
закрытых и со стечением согласных) и слов типа СГС, СГСГ, СГССГ.
• Читает слоги обратные, прямые, закрытые и со стечением согласных и
слова типа СГС, СГСГ, СГССГ.
• Печатает слоги обратные, прямые, закрытые и со стечением
согласных и слова типа СГС, СГСГ, СГССГ.
6 – 7 лет
• Умеет характеризовать звук;
• Выделяет звуки из состава слова;
• Проводит анализ и синтез слов односложных, двусложных, трёхсложных.
• Выделяет слова в предложении, определяет их количество; составляет
схемы.
• Проводит звуко-буквенный анализ и синтез слов односложных,
двусложных, трёхсложных.
• Осознанно читает слова, предложения, простые тексты.
• Печатает слова, предложения.
II. Содержательный раздел программы
2.1. Содержание и формы работы
Программа «По дороге к азбуке» имеет следующие разделы:
«Элементарное представление о речи, строении языка («предложение»,
«слово», «звук»), «Звук», «Буква», «Дифференциация букв».
6

Первоначально ребёнку дается элементарное представление о
назначении речи. Далее он знакомится с понятиями «предложение», «слово»,
«звук». Вводится графическое обозначение этих понятий. Моделирование
предложений и слов с помощью условных обозначений помогает детям
наглядно воспринимать границу предложений, границу слов в предложении и
их раздельное написание.
В разделе «Звук» последовательность изучения звуков определяется их
артикуляционной и акустической сложностью, а также последовательностью
изучения звуков в курсе «По дороге к азбуке» 1,2 ч. программы «Детский сад
2100». Работа начинается с изучения гласных звуков, которые являются
звуковой основой слова, вводятся их обозначения. Внимание ребёнка
обращается на работу органов артикуляционного аппарата. Ребёнку
предлагается схема (алгоритм) анализа артикуляции звука. Знакомство с
согласными звуками начинается со звука М, вводятся обозначения согласных
звуков. Даётся понятие «слог». Ребёнок знакомится со слогообразующей
ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем. Позднее
ребёнок учится ставить ударение, выделять ударный слог, ударный гласный.
Проводится работа по развитию фонематического восприятия и
формированию навыков звукового анализа.
В разделе «Буква» ребёнок знакомится с графическим образом букв,
учится сливать обратные и прямые слоги, читать слова. Обучение ведётся
аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Дети выполняют
звуко-буквенный анализ слов. Особо обращается внимание на буквы Е, Ё, Ю,
Я: в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом
слоге они указывают мягкость согласного. Звуковой анализ слов с
йотированными гласными не проводится.
В разделе «Дифференциация букв» даётся печатное изображение букв и
способ их конструирования с помощью пальцев рук, поз, шнурков, косточек и
т.д. Сравниваются буквы, имеющие одинаковые элементы. Дети
собственноручно печатают буквы, слоги и слова в тетради в клетку. Это даёт
дополнительные возможности ребёнку увидеть и кинестетически ощутить
графическое изображение звуков, слогов, слов. Печатание проводится в
старшей группе в тетради в крупную клетку, а в подготовительной к школе
группе в мелкую.
Программа кружка «Буквенная мозаика» рассчитана на два учебных
года. Обучение пятилетних и шестилетних детей отличается темпом изучения
тем и соответственно их объёмом.
Основная форма работы с детьми: занятия.
2.2. Форма мониторинга и оценочные материалы (промежуточные и
итоговые результаты) усвоения знаний:
- итоговые занятия, комплексные (интегрированные) занятия;
- открытый просмотр занятий родителями и педагогами;
- тестирование.

7

Методические приёмы:
• Наглядный метод (использование предметных и сюжетных картинок)
• Моделирование предложений и слов с помощью схем
• Характеристика звука по схеме (алгоритму)
• Обозначение звука символом
• Аналитико-синтетический метод обучения чтению
• Игровые приёмы
• Практические методы
• Поисковые методы
2.3. Модель организации образовательного процесса
Организация работы кружка:
Занятия проводятся 1 раз в неделю 4 занятия в месяц.
Продолжительность занятия – 25 мин. старшая группа и 30 мин.
подготовительная к школе группа. Количество детей в группе 12.
Необходимые условия реализации программы:
Специальное
помещение,
наборное
полотно,
фланелеграф,
индивидуальные разрезные азбуки, схемы характеристики звуков, схемы
предложения, слогов, слов, модели звуков, таблицы, предметные и сюжетные
картинки, игрушки, тетради в крупную и мелкую клетку, в мелкую линейку,
простые и цветные карандаши, ручки.
Структура занятия:
 Структура занятия по формированию звукового анализа и синтеза
1. Организационный момент.
2. Проверка усвоенного материала на предыдущем занятии.
3. Сообщение темы занятия.
4. Физкультминутка.
5. Обобщение
и
закрепление
изученного
материала
игровыми,
практическими методами.
6. Итог занятия.
 Структура занятия по формированию графического образа букв,
дифференциации букв, имеющих одинаковые элементы
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Зрительная гимнастика для глаз.
4. Формирование графического образа букв.
5. Физкультминутка.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Формирование кинестетического образа букв.
8. Итог занятия.
Методические рекомендации к реализации программы: программа
рекомендована учителям-логопедам, педагогам дополнительного образования.
8

2.4. Перспективное планирование
Учебный план работы с детьми 5-6 лет
Тема занятия

Количество часов
Теорет. часть
Практ. часть
сентябрь

1. Звуки и буквы.
2. Слова. Слоги. Звуки.
3. Предложение.
4. Звук /А/. Буква А.

5мин.

20 мин.

5 мин.

20 мин.

5 мин.

20 мин.

5 мин.

20 мин.

5 мин.

20 мин

5 мин.

20 мин

5 мин.

20 мин

5 мин.

20 мин

5 мин.

20 мин.

3ч

12 ч

октябрь
5. Звук /У/. Буква У.
6. Звук /И/. Буква И.
7. Звуки /М/. Буква М. Согласные звуки. Слоги.
8. Звуки /М/ – /Мь/. Твёрдые и мягкие согласные.
ноябрь
9. Звук /О/. Буква О.
10. Звук /П/. Буква П.
11. Звуки /П/ – /Пь/.
12. Звук /Н/. Буква Н.
декабрь
13. Звуки /Н/ – /Нь/.
14. Буквы П – Н – И.
15. Звук /ы/. Буква ы.
16. Дифференциация звуков /И/ – /Ы/.
январь
17. Звук /Э/. Буква Э.
18. Звук /Т/. Буква Т.
19. Звуки /Т/ – /Ть/.
20. Звук /К/. Буква К.
февраль
21. Звуки /К/ – /Кь/.
22. Звук /Х/. Буква Х.
23. Звуки /Х/ – /Хь/.
24. Дифференциация звуков /К/ – /Х/.
март
25. Буквы Х и У.
26. Звук /Ф/. Буква Ф.
27. Звуки /Ф/ – /Фь/.
28. Звуки /С/ – /Сь/. Буквы С.
апрель
29. Буквы Э и С.
30. Звук /З/. Буква З.
31. Звуки /З/ – /Зь/.
32. Звук /Ц/. Буква Ц.
май
33. Дифференциация звуков /С/ – /З/– /Ц/.
34. Звуки /Й/. Буква Й.
35. Буквы И и Й.
36. Тестирование.

Итого

15 ч
9

Учебный план работы с детьми 6-7 лет
Тема занятия

Количество часов
Теорет. часть
Практ. часть
сентябрь

1. Звук /Л/. Буква Л.
2. Звуки /Л/ – /ЛЬ/.
3. Звук /Е/. Буква Е. Двойные гласные.
4. Звук /Ё/. Буква Ё.
октябрь
5. Звук /Ю/. Буква Ю.
6. Буквы О и Ю.
7. Звук /Я/. Буква Я.
8. Буквы Е, Ё, Ю, Я. Показатель мягкости согласных.
ноябрь
9. Звуки /В/ – /Вь/. Буква В.
10. Звуки /В/ – /Ф/.
11. Буквы В и З.
12. Звук /Ч/. Буква Ч.
декабрь
13. Буквы Ч и Н.
14. Звук /Щ/. Буква Щ.
15. Буквы Щ и Ц.
16. Звуки /Б/ – /Бь/. Буква Б.
январь
17. Звуки /П/ – /Пь/ – /Б/ – /Бь/.
18. Буквы В и Б.
19. Звуки /Д/ – /Дь/. Буква Д.
20. Звуки /Д/ – /Т/ – /Дь/ – /Ть/.
февраль
21. Буквы Л и Д.
22. Звуки /Г/ – /Гь/. Буква Г.
23. Звуки /Г/ – /К/ – /Гь/ – /Кь/.
24. Буквы Г и Т.
март
25. Буквы Г и Б.
26. Звук /Ш/. Буква Ш.
27. Звуки /Ш/ – /С/.
28. Буквы Ш и Щ.
апрель
29. Звук /Ж/. Буква Ж.
30. Буквы Ж и К.
31. Звуки /Ж/ – /З/ – /Ш/.
32. Звук /Р/. Буква Р.
май
33. Звуки /Р/ – /Рь/.
34. Буквы В и Р.
35. Буквы Ь и Ъ.
36. Тестирование.

Итого

18 ч

10

5 мин.

25 мин.

5 мин.

25 мин.

5 мин.

25 мин.

5 мин.

25 мин

5 мин.

25 мин.

5 мин.

25 мин.

5 мин.

25 мин.

5 мин.

25мин.

5 мин.

25 мин.

3ч

15 ч

Тематический план работы с детьми 5-6 лет
Недели

Тема занятия

Кол-во
занятий

1

Звуки и буквы.

1

2

Слова. Слоги.
Звуки.

1

3

Предложение.

1

4

Звук /А/. Буква А.
Понятие о гласном
звуке.

1

1

Звук /У/. Буква У.
Предлог.

1

2

Звук /И/. Буква И.

1

3

Звук /М/. Буква М.
Согласные звуки.
Слоги.

1

4

Звуки /М/ – /Мь/.
Твердые и мягкие
согласные.

1

1

Звук /О/. Буква О.

1

Цель занятия
Сентябрь
Познакомить детей с понятиями «звук» (природы,
музыкальный, речевой), «речь», «буква». Развивать
логическое мышление, способность к
самостоятельным выводам.
Дать понятие «слово», «слог», о звуковой структуре
слова. Слова длинные и короткие. Учить практически
«измерять» слова.
Дать понятие о предложении, его признаках. Показать,
что предложения состоят из слов, учить определять
количество слов в предложении. Познакомить со
схемой предложения. Тренировать в составлении
простых предложений по сюжетной картинке.
Дать понятие о гласном звуке. Выделение начального
ударного звука /А/. Познакомить детей с графическим
обозначением звука – буквой А. Учить соотносить звук
и букву. Развивать зрительное восприятие и
графические навыки.
Октябрь
Уточнить артикуляцию звука /У/. Учить выделять звук
в начале, конце и середине слова в ударной позиции.
Познакомить с графическим обозначением. Учить
соотносить звук и букву. Развивать зрительное
восприятие и графические навыки. Познакомить с
предлогом У (маленькое слово). Учить строить
предложения по схеме. Обучать звуко-буквенному
анализу слов АУ, УА.
Уточнить произношение звука /И/. Учить выделять
звук из начала, конца и середины слова. Упражнять в
составлении и чтении предложений по схеме с союзом
И.
Уточнить артикуляцию звука /М/. Учить выделять звук
в начале, конце и середине слова. Дать понятие о
согласном, звонком звуке. Познакомить детей с
графическим обозначением звука. Сформировать
умение читать обратный и прямой слоги AM, MA,
УМ, МУ (анализ и синтез слогов).
Уточнить артикуляцию звука /Мь/. Дать понятие о
твёрдых и мягких согласных звуках. Выделять звук из
состава слова. Учить дифференцировать звуки по
твёрдости-мягкости.
Ноябрь
Уточнить произношение звука /О/. Учить выделять
звук из состава слова в ударной позиции. Познакомить
детей с графическим обозначением звука. Развивать
зрительное восприятие и графические навыки.
Упражнять в употреблении предлога О, составлении
схем предложений.
11

2

Звук /П/. Буква П.

1

3

Звуки /П/ – /Пь/.

1

4

Звук /Н/. Буква Н.

1

1

Звуки /Н/ – /Нь/.

1

2

Буквы П, Н, И.

1

3

Звук /ы/. Буква ы.

1

4

Дифференциация
звуков /И/ – /ы/.

1

1

Звук /Э/. Буква Э.

1

2

Звук /Т/. Буква Т.

1

Уточнить произношение звука /П/. Дать понятие о
согласном, глухом звуке. Учить выделять слоги со
звуком /П/ из состава слова (ПА, ПУ, ПО).
Познакомить детей с графическим обозначением
звука. Обучать звуко-буквенному анализу слов ПАПА,
МАМА, чтению двусложных слов. Упражнять в
употреблении предлога ПО, «чтении» и составлении
схем предложений.
Уточнить артикуляцию звука /Пь/. Закреплять понятие
о твёрдых и мягких согласных звуках. Выделять звук
из состава слова. Учить дифференцировать звуки по
твёрдости-мягкости.
Уточнить произношение звука /Н/. Учить выделять
слоги со звуком /Н/ из состава слова (НА, НУ, НО).
Познакомить детей с графическим обозначением звука.
Обучать звуко-буквенному анализу, чтению слогов.
Упражнять в употреблении предлога НА, составлении
схем предложений.
Декабрь
Уточнить произношение звука /Нь/. Учить выделять
звук из состава слова. Дифференцировать звуки по
признаку твёрдости - мягкости. Формировать навыки
звукового-буквенного анализа и синтеза слогов АН,
НО, НИ. Упражнять в подборе слов антонимов.
Учить анализировать пространственное расположение
элементов букв, дифференцировать буквы при чтении
и письме. Совершенствовать графические умения и
навыки. Развивать моторику и зрительно-моторные
координации, логическое мышление.
Уточнить произношение звука /Ы/. Учить выделять
звук из состава слова. Упражнять в образовании
существительных мн.ч., согласовании
существительных с числительными. Познакомить
детей с графическим обозначением звука. Развивать
зрительное восприятие и графические навыки.
Учить дифференцировать звуки и буквы в слогах и
словах, обучать звуко-буквенному анализу. Закреплять
умение образовывать существительные
множественного числа.
Январь
Уточнить произношение звука /Э/. Учить выделять звук
в начале, конце и середине слова. Развивать
артикуляционную моторику, голос. Познакомить
детей с графическим обозначением звука. Развивать
зрительное восприятие и графические навыки.
Закреплять умение строить предложения по схеме.
Уточнить произношение звука /Т/. Учить выделять звук
в начале, конце и середине слова. Звуко-буквенный
анализ и синтез слов ТЫ, НОТА. Упражнять в
образовании глаголов мн.ч. настоящего времени,
глаголов с приставкой ОТ-. Упражнять в употреблении
предлога ОТ, составлении схем предложений.
12

3

Звуки /Т/ – /Ть/.

1

4

Звук /К/. Буква К.

1

1

Звуки /К/ – /Кь/.

1

2

Звук /Х/. Буква Х.

1

3

Звуки /Х/ – /Хь/.

1

4

Дифференциация
звуков /К/ – /Х/.

1

1

Буквы Х и У.

1

2

Звук /Ф/. Буква Ф.

1

3

Звуки /Ф/ – /Фь/.

1

4

Звуки /С/ – /Сь/.
Буква С.

1

Дифференцировать звуки /Т/ – /Ть/ по признаку
твёрдости - мягкости. Звуко-буквенный анализ слов
ТИМ, ТОМ. Упражнять в согласовании
существительных с числительным «ПЯТЬ».
Уточнить произношение звука /К/. Учить выделять
звук в начале, конце и середине слова. Чтение прямых
и обратных слогов и одно-, двусложных слов типа
КОМ, ПАУК. Познакомить детей с графическим
обозначением. Упражнять в употреблении предлога К,
составлении и чтении схем предложения.
Февраль
Дифференцировать звуки по признаку твёрдости мягкости. Звуко-буквенный анализ слов КИТ, КОТ.
Упражнять в образовании существительных с
суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.
Уточнить произношение звука /Х/. Учить выделять
звук в начале, конце и середине слова. Звукобуквенный анализ, чтению слов МОХ, УХА. Учить
употреблять существительные в форме предложного
падежа мн.ч. Познакомить детей с графическим
обозначением. Формировать навык письма слов.
Дифференцировать звуки по признаку твёрдости мягкости. Звуко-буквенный анализ и синтез слова
ХИН. Упражнять в подборе родственных слов.
Учить дифференцировать звуки /К/-/Х/. Упражнять в
образовании прилагательных, согласовании
прилагательных и существительных.
Март
Учить анализировать пространственное расположение
элементов букв, дифференцировать буквы при чтении
и письме. Совершенствовать графические умения и
навыки. Развивать моторику и зрительно-моторные
координации.
Уточнить произношение звука. Учить выделять звук из
состава слова. Звуко-буквенный анализ слов ФОКА,
ФАТА. Упражнять в образовании сложных слов.
Познакомить детей с графическим обозначением.
Формировать навык чтения. Упражнять в исправлении
деформированного предложения.
Дифференцировать звуки по признаку твёрдости мягкости. Звуковой анализ слова ФИМА. Упражнять в
согласовании существительного и прилагательного.
Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать
звуки по признаку твёрдости - мягкости. Звукобуквенный анализ слов СЕТКА, САНКИ. Упражнять в
подборе родственных слов, образовании сложных
слов. Познакомить детей с графическим обозначением
звуков. Развивать моторику и зрительно-моторные
координации. Упражнять в употреблении предлогов С
и СО, составлении предложений по схеме и сюжетной
картинке.

13

1

Буквы Э и С

1

2

Звук /З/. Буква З.

1

3

Звуки /З/ – /Зь/.

1

4

Звук /Ц/. Буква Ц.

1

1

Дифференциация
звуков /С/ – /З/ –
/Ц/.

1

2

Звук /Й/. Буква Й.

1

3

Буквы И и Й.

1

4

Тестирование.

1

Апрель
Учить анализировать пространственное расположение
элементов букв, дифференцировать буквы при чтении
и письме. Упражнять в понимании зеркального
пространства. Развивать моторику и зрительномоторные координации.
Уточнить произношение звука. Закреплять понятие о
согласном, звонком звуке. Учить выделять слоги со
звуком /З/ из состава слова (ЗА, ЗУ, ЗЫ). Познакомить
детей с графическим обозначением звука. Закреплять
навыки звуко-буквенного анализа слогов и слов,
чтения. Упражнять в употреблении предлога ЗА,
«чтении» и составлении схем предложений.
Уточнить произношение звуков. Дифференцировать
звуки по твёрдости - мягкости. Звуковой анализ слов
ЗОНТ, ЗИМА. Упражнять в подборе родственных
слов.
Уточнить артикуляцию звука. Учить выделять слоги со
звуком /Ц/ из состава слова (ЦА, ЦО, ЦЫ). Упражнять
в образовании формы родительного падежа мн.ч.
существительных и в образовании существительных с
помощью суффикса -ИЦ-. Познакомить детей с
графическим обозначением звука. Совершенствовать
звуко-буквенный анализ. Формировать навык письма и
чтения слогов и слов.
Май
Учить дифференцировать звуки в слогах, словах,
предложениях. Развивать мышление и слуховую
память. Учить выделять общий (одинаковый) слог в
паре слов.
Уточнить произношение звука. Выделение звука из
состава слова. Звуко-буквенный анализ слов МАЙ,
МАЙКА. Упражнять в образовании формы
родительного падежа мн.ч. существительных.
Познакомить детей с графическим обозначением
звука. Формировать навык чтения и письма.
Упражнять в передаче вопросительной интонации при
чтении.
Учить анализировать пространственное расположение
элементов букв, дифференцировать буквы при чтении
и письме. Совершенствовать графические умения и
навыки. Развивать моторику и зрительно-моторные
координации.
Выявление степени усвоения учебного материала с
помощью теста (варианты заданий).

14

Тематический план работы с детьми 6-7 лет
Недели

Тема занятия

Кол-во
занятий

1

Звук /Л/. Буква Л.

1

2

Звуки /Л/ – /ЛЬ/.

1

3

Звук /Е/. Буква Е.
Двойные гласные.

1

4

Звук /Ё/. Буква Ё.

1

1

Звук /Ю/. Буква Ю.

1

2

Буквы О и Ю.

1

3

Звук /Я/. Буква Я.

1

4

Буквы Е, Ё, Ю, Я.
Показатель
мягкости
согласных.

1

Цель занятия
Сентябрь
Уточнить произношение звука. Выделение слогов
ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ из состава слова. Звуко-буквенный
анализ слов ЛАМА, ЛАМПА. Познакомить детей с
графическим обозначением звука. Формировать
навык чтения и письма слов.
Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать
звуки по признаку твёрдости - мягкости. Звукобуквенный анализ слов ЛАПА, ЛИПА. Упражнять в
употреблении глагола ЛЕТЕТЬ с разными
приставками.
Уточнить произношение звука. Дать понятие
«двойной гласный». Выделение звука из состава
слова после согласных. Познакомить детей с
графическим обозначением звука. Чтению слов с
буквой Е. Формировать навык письма буквы и слов с
ней. Упражнять в употреблении прилагательных
сравнительной степени, в согласовании
прилагательных и существительных.
Уточнить произношение звука. Закреплять понятие
«двойной гласный». Выделение звука в начале,
середине, конце слова. Познакомить детей с
графическим обозначением звука. Формировать
навык письма буквы и чтения слов с ней.
Октябрь
Уточнить произношение звука. Закреплять понятие
«двойной гласный». Выделение звука из состава
слова. Познакомить детей с графическим
обозначением звука. Формировать навык письма
буквы и чтения слов с ней. Звуко-буквенный анализ
слов ЛУК, ЛЮК.
Учить анализировать пространственное
расположение элементов букв, дифференцировать
буквы при чтении и письме. Совершенствовать
графические умения и навыки. Развивать моторику,
зрительно-моторные координации.
Уточнить произношение звука. Закреплять понятие
«двойной гласный». Выделение звука в начале,
середине, конце слова. Познакомить детей с
графическим обозначением звука. Формировать
навык письма буквы и чтения слов с ней. Звукобуквенный анализ слов МАЛ, МЯЛ.
Уточнить понятие «двойные гласные». Познакомить
с обозначением мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю,
Я. Научить читать прямые слоги, ориентируясь на
гласные Э-Е, О-Ё, У-Ю, А-Я. Учить
дифференцировать на письме эти гласные.

15

1

Звуки /В/ – /Вь/.
Буква В.

1

2

Звуки /В/ – /Ф/.

1

3

Буквы В и З.

1

4

Звук /Ч/. Буква Ч.

1

1

Буквы Ч и Н.

1

2

Звук /Щ/. Буква Щ.

1

3

Буквы Щ и Ц.

1

4

Звуки /Б/ – /Бь/.
Буква Б.

1

1

Звуки /Б/ – /П/ –
/Бь/ – /Пь/.

1

Ноябрь
Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать
звуки по признаку твёрдости - мягкости. Звукобуквенный анализ слов ВОЗ – ВЁЗ, ВОЛ – ВЁЛ.
Познакомить детей с графическим обозначением
звуков. Развивать моторику и зрительно-моторные
координации. Упражнять в употреблении предлога В,
составлении предложений по схеме и сюжетной
картинке.
Учить дифференцировать звуки. Развивать
мышление и слуховую память. Упражнять в
выделении общего (одинакового) слога в паре слов.
Учить анализировать пространственное
расположение элементов букв, дифференцировать
буквы при чтении и письме. Совершенствовать
графические умения и навыки. Развивать моторику и
зрительно-моторные координации.
Уточнить произношение звука. Выделение звука в
начале, середине, конце слова. Познакомить детей с
графическим обозначением звука. Звуко-буквенный
анализ слова БОЧКА. Упражнять в восстановлении
слов с перепутанными слогами. Совершенствовать
графические умения и навыки.
Декабрь
Учить анализировать пространственное
расположение элементов букв, дифференцировать
буквы при чтении и письме. Совершенствовать
графические умения и навыки. Развивать моторику и
зрительно-моторные координации.
Уточнить произношение звука. Выделение звука в
начале, середине, конце слова. Познакомить детей с
графическим обозначением звука. Звуко-буквенный
анализ слов ЩЕКА, ЩЕНОК. Совершенствовать
графические умения и навыки. Упражнять в
образовании существительных с помощью
суффиксов -ЩИК-, -ИЩ-.
Учить анализировать пространственное
расположение элементов букв, дифференцировать
буквы при чтении и письме. Совершенствовать
графические умения и навыки. Развивать моторику и
зрительно-моторные координации.
Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать
звуки по признаку твёрдости - мягкости. Звукобуквенный анализ слов БЫЛ, БИЛ. Познакомить
детей с графическим обозначением звуков. Развивать
моторику и зрительно-моторные координации.
Январь
Учить дифференцировать звуки по звонкостиглухости на слух и в произношении, буквы при
чтении и на письме. Познакомить с написанием
парных согласных на конце слова. Закреплять умение
составлять предложение по опорным картинкам.
16

2

Буквы В и Б.

1

3

Звуки /Д/ – /Дь/.
Буква Д.

1

4

Звуки /Д/ – /Т/ –
/Дь/ – /Ть/.

1

1

Буквы Л и Д.

1

2

Звуки /Г/ – /Гь/.
Буква Г.

1

3

Звуки /Г/ – /К/ –
/Гь/ – /Кь/.

1

4

Буквы Г и Т.

1

1

Буквы Г и Б.

1

2

Звук /Ш/. Буква Ш.

1

3

Звуки /Ш/ – /С/.

1

Учить анализировать пространственное
расположение элементов букв, дифференцировать
буквы при чтении и письме. Совершенствовать
графические умения и навыки. Развивать моторику и
зрительно-моторные координации.
Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать
звуки по признаку твёрдости - мягкости.
Познакомить детей с графическим обозначением
звуков. Звуко-буквенный анализ слов ДЫМОК,
ДИВАН. Развивать моторику и зрительно-моторные
координации.
Учить дифференцировать звуки по звонкостиглухости на слухи в произношении, буквы при чтении
и на письме. Закреплять понятие «парные согласные»
и их написание в конце слова. Формировать навык
чтения слов и предложений по схеме.
Февраль
Учить анализировать пространственное
расположение элементов букв, дифференцировать
буквы при чтении и письме. Совершенствовать
графические умения и навыки. Развивать моторику и
зрительно-моторные координации.
Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать
звуки по признаку твёрдости - мягкости.
Познакомить детей с графическим обозначением
звуков. Звуко-буквенный анализ слов НОГА, НОГИ.
Упражнять в подборе слов-антонимов, употреблении
глагола МОЧЬ.
Учить дифференцировать звуки по звонкостиглухости на слух и в произношении, буквы при
чтении и на письме. Закреплять написание парных
согласных на конце слова.
Учить анализировать пространственное расположение
элементов букв, дифференцировать буквы при чтении
и письме. Совершенствовать графические умения и
навыки. Развивать моторику и зрительно-моторные
координации.
Март
Учить анализировать пространственное
расположение элементов букв, дифференцировать
буквы при чтении и письме. Совершенствовать
графические умения и навыки. Развивать моторику и
зрительно-моторные координации.
Уточнить артикуляцию звука. Выделение звука в
начале, середине, конце слова. Познакомить детей с
графическим обозначением. Звуко-буквенный анализ
слов. Упражнять в образовании относительных
прилагательных, подборе родственных слов.
Учить дифференцировать звуки в слогах, словах,
предложениях, буквы при чтении и письме.
Упражнять в согласовании числительного с
существительным.
17

4

Буквы Ш и Щ.

1

1

Звук /Ж/. Буква Ж.

1

2

Буквы Ж и К.

1

3

Звуки /Ш/ – /Ж/ –
/З/.

1

4

Звук /Р/. Буква Р.

1

1

Звуки /Р/ – /Рь/.

1

2

Буквы В и Р.

1

3

Буквы Ь и Ъ.

1

4

Тестирование.

1

Учить анализировать пространственное
расположение элементов букв, дифференцировать
буквы при чтении и письме. Совершенствовать
графические умения и навыки. Развивать моторику и
зрительно-моторные координации.
Апрель
Уточнить произношение звука. Выделение звука из
состава слова. Познакомить детей с графическим
обозначением. Совершенствовать звуко-буквенный
анализ. Формировать навык письма и чтения букв,
слов. Упражнять в составлении предложений с
предлогом МЕЖДУ.
Учить анализировать пространственное
расположение элементов букв, дифференцировать
буквы при чтении и письме. Совершенствовать
графические умения и навыки. Развивать моторику и
зрительно-моторные координации.
Учить дифференцировать звуки в слогах, словах,
предложениях. Развивать мышление и слуховую
память. Учить выделять общий (одинаковый) слог в
паре слов.
Уточнить артикуляцию звука. Выделение звука в
начале, середине, конце слова. Выделение общего
слога в названиях картинок. Познакомить детей с
графическим обозначением звука. Звуко-буквенный
анализ слов.
Май
Уточнить произношение звуков. Дифференцировать
звуки твёрдости -мягкости. Звуко-буквенный анализ
слов РОВ, РЁВ. Познакомить детей с графическим
обозначением. Формировать навык письма и чтения.
Упражнять в составлении предложения с предлогом
ПЕРЕД.
Учить анализировать пространственное
расположение элементов букв, дифференцировать
буквы при чтении и письме. Совершенствовать
графические умения и навыки. Развивать моторику и
зрительно-моторные координации.
Познакомить с ролью мягкого и разделительного
твёрдого знаков. Научить читать слова с
разделительным твёрдым знаком. Учить
анализировать пространственное расположение
элементов букв, дифференцировать буквы при
чтении и письме. Совершенствовать графические
умения и навыки. Развивать моторику и зрительномоторные координации.
Выявление степени усвоения учебного материала с
помощью теста (варианты заданий).

18

III. Организационный раздел программы
3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Методические пособия:
 Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты
занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста. 1 период обучения. – М.: Изд-во
ГНОМ и Д, – 2006 – 160с.
 Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты
занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста. 2 период обучения. – М.: Изд-во
ГНОМ и Д, – 2006 – 160с.
 Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты
занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста. 3 период обучения. – М.: Изд-во
ГНОМ и Д, – 2006 – 160с.
 Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб: Питер Пресс,
–1996 – 224с.
 Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков
звукового анализа и обучение грамоте. – М.: Эгси, – 1999 – 48с.
Наглядно-дидактические пособия:
– Звуковые коробочки (символы звуков, схемы предложений, предлоги) на
каждого ребенка.
– Медиапособие для интерактивной доски INTERWRITE по подготовке к
обучению грамоте старших дошкольников (презентации к занятиям).
– Кассы букв с символами звуков на каждого ребенка.
– Панно «Карта города Звуков» с накладными буквами и символами звуков.
– Индивидуальные тетради в крупную и мелкую клетку, наборы цветных
карандашей и простые карандаши на каждого ребенка.
– Картотека предметных картинок по звукам и лексическим темам.
– Наборное полотно.
3.2. Материально-техническое обеспечение:
– Комната интерактивного обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Оснащение образовательного процесса

Количество (шт.)

Стол письменный
Стул большой
Столы детские (одноместные)
Стулья детские
Стеллаж
Шкаф для пособий
Мультимедийный комплекс (интерактивная доска, ноутбук, проектор)

1
1
12
12
1
1
1

19

Список литературы:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические
рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4 /
Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс,
Издательский Дом РАО, 2007. (Образовательная система «Школа 2100».
Комплексная программа «Детский сад 2100»).
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с
фонетико – фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)
Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с
нарушениями речи. – М: МГОПИ, – 1993 – 72с.
3. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания
детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. (7 год жизни) Учебное
пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. –
М: МГОПИ, – 1986 – 56с.
4. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа,
1993 – 87с.
5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит: Методическое пособие. –
СПб.: Детство – Пресс, –1999.
6. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие.
– СПб.: Детство – Пресс, – 1999г. – 112с.
7. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению:
Программа – конспект. – СПб.: Акцент, – 1998 – 188с.

20

Приложение 1
Примерный конспект занятия для детей 5-6 лет
Тема: Предложение.
Задачи:
Образовательные
 Познакомить детей с понятием «Предложение», его признаками, схемой
предложения.
 Учить определять количество слов в предложении; тренировать в составлении
простых предложений по картинкам.
 Продолжать учить работать с маркером (двигать картинки) на интерактивной доске.
Развивающие
 Развивать мышление, память, общую моторику и координацию речи с движением.
Воспитательные
 Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Оборудование: «звуковые коробочки» (набор символов для составления схем
предложения) на каждого ребенка; простые карандаши, рабочие тетради в крупную
клетку; интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Ход занятия:
I. Орг.момент. Вспоминаем тему предыдущего занятия.
– Садится тот, кто правильно отхлопает своё имя.
II. Определение темы занятия.
1. – Пока паровозик спускался с горки к городу Звуков, наши друзья играли в игру «Скажи,
что видишь». Ёжик выглянул из окна и сказал… /Ребята, кто это? (Собака). Что она
делает? (Лает)… Собака лает. Лисенок открыл глаза… / Кто это? (Лошадь). Что она
делает? (Жует траву)… Лошадь жует траву. А мудрая сова сказала…/ Кто это?
(Белка). Какая она? (Рыжая). Что она делает? (Грызет). Что она грызет? (Орехи)…
Рыжая белка грызет орехи.
2. – Наши путешественники говорили предложениями. Я задавала вопросы – это были
предложения. Вы отвечали на мои вопросы – это тоже были предложения. Что мы
говорили про собаку? (Собака лает.) Что вы узнали про Лошадь? (Лошадь жует траву.)
Что узнали про белку? (Рыжая белка грызет орехи.)
III. Составление предложения из набора слов. Знакомство со схемой.
– Послушайте, что я еще скажу: мальчик, карандаш, рисовать. А теперь вы узнали чтонибудь? (Ничего.)
Это не предложение, потому что слова не дружат. В предложении должен быть
смысл. Как я должна сказать, чтобы эти слова подружились и превратились в
предложение? (Мальчик рисует карандашом.)
Слова в предложении мы будем обозначать полосками. Все предложения на письме
начинаются с заглавной буквы (начало предложения), в конце ставится точка – это значит,
мысль закончена. Это схема предложения.
IV. ФМК. (Выполнение движений по смыслу текста)
В детском садике ребятки
Вправо, влево наклониться,
Могут ловко встать на пятки,
Прямо встать и потянуться,
Пошагать и покружиться,
И друг другу улыбнуться!
V. Составление предложений по сюжетной картине «Осень». Выкладывание схем.
– Мудрая сова предлагает и нам составить предложения по картине. Какое время года
изображено на картине? (Осень.) Мы сказали предложение, в котором только одно
слово./ На доске под картиной выставляется схема предложения.
. Я скажу подругому: «Наступила осень». Сколько здесь слов? (2) /
. Расскажите, какая
осень? (Дождливая. Золотая.) Наступила золотая осень.
.
VI. Работа в тетради. Схемы составленных предложений по картине «Осень».
21

VII. Восстановление предложений. Молоко кошка лакать. Маша кукла катать. Кость
грызть собака. Каша повар варить. Картина художник рисовать.
VIII. Итог занятия. Рефлексия.
– Какие задания показались сложными? С чем справились легко? Что нового узнали? Какая
работа на занятии понравилась больше?

Примерный конспект занятия для детей 6-7 лет
Тема: Звук [Ш]. Буква Ш.
Задачи:
Образовательные
 Познакомить детей со звуком и буквой Ш.
 Закреплять умения определять позицию звука в
слове, составлять схему
предложения, выделяя предлог.
 Формировать навык чтения и слоговой синтез слов.
 Совершенствовать звуко-буквенный анализ слов.
 Продолжать учить работать с маркером (двигать картинки).
Развивающие
 Развивать учебные навыки, логическое мышление, зрительное внимание, общую
моторику и координацию речи с движением.
Воспитательные
 Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
 Стимулировать детей к выбору различных способов выполнения заданий.
Оборудование: Мультимедийный комплекс, зеркала, Звукоград, кассы буков, тетради,
простые карандаши, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
 Думающая шляпа.
 Дыхательная гимнастика.
– Сегодня мы продолжаем путешествие по городу Звуков.
2. Определение темы занятия.
На улице Согласных звуков внимание наших путешественников привлёк один
необычный дом. Он был очень старый и почти целиком состоял из одной крыши, покрытой
соломой и веточками.
«Это прямо не дом, а шалаш», - сказала Мудрая Сова, разглядывая странное строение.
Игрушки вошли в шалаш через широкий треугольный проход и увидели внутри лишь
пустые стены. В тишине были слышны только какие-то непонятные шорохи да деловитое
шебуршание мышей.
Вдруг с улицы послышался резкий хлопок, затем визг тормозов и последовавшее за
ним громкое шипение. Игрушки выбежали из шалаша и увидели…
– Расскажите, что произошло на улице.
– Почему шипит шина?
– Как шипит шина?
– С каким звуком мы сегодня познакомимся?
– Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ш. Будем подбирать картинки к схемам,
составлять слова из букв, звуков и слогов. А так же разгадаем ребусы и поставим схему
предложения.
3. Характеристика звука.
– Произнесите звук [Ш] (на доске артикуляционный профиль звука). Посмотрите и
скажите, что делают губы и язык во время произнесения этого звука? Расскажите, какой
это звук.

22

(Согласный – преграда язык, глухой – голосовые складки не работают, всегда твёрдый).
Найдите домик в Звукограде, в котором «живёт» звук [Ш]. Поселите звук.
4. Определение позиции звуков в слове.
– Определите, в какой части названия картинок слышится звук [Ш], и подберите картинки
к схемам.
5. Знакомство с буквой Ш.
– Вспомните: Что мы делаем со звуками, а для чего нам нужны буквы.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл. (Г.Виеру)
6. Чтение слогов. Слоговой синтез слов.
– Прочитайте слоги, соедините их, чтобы получились слова. (Вишня, кошка, камыш,
каша, шалаш).
КА
КОШ
ША
ВИШ
КА
ША
ЛАШ
КА
МЫШ
НЯ
7. Физкультминутка.
Для начала мы с тобой
Вращения головой.
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже.
Повороты вправо и влево.
Это мы, конечно, сможем.
А теперь мы приседаем.
Приседания.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз – два – три – четыре – пять.
Напоследок потянулись
Потягивания вверх и в стороны.
Вверх и в стороны. Прогнулись.
От разминки раскраснелись
Дети садятся.
И на место снова сели.
 Зрительная гимнастика. Комплекс № 1. (Способствует снятию статического
напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.)
Нет забавнее игры
Наши глазки маляры.
1. И.П. сидя: плотно закрыть глаза и широко открыть глаза (3-4 раза).
2. И.П. сидя: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3-4раза).
3. И.П. сидя: вращение глазами по кругу (3-4 раза).
4. И.П.: сидя: быстрое моргание (3 – 4раза).
5. И.П.: сидя: двумя пальцами каждой руки легко нажать на веко соответствующего глаза
и подержать 1-2 сек.
8. Пальчиковая гимнастика «Вертолёт».
Быстро лопасти крути! Пальцы обеих рук, кроме указательного и большого, в
Вертолёт лети, лети –
положении плетёной корзинки. Указательные выдвинуть вперёд
Р – р – р – р – р….
и соединить подушечками («хвост вертолёта»). Большими
пальцами выполнять совместные быстрые движения, как
лопасти вертолёта.
9. Печатание в тетради или выкладывание в кассах. (Дети по желанию выбирают
слово, с которым работают и способ работы с ним.)
– Переставь буквы и напечатай в тетради или выложи в кассе букв слово.
1. УШМ – ШУМ
2. КШАА – КАША 3. ШДУ – ДУШ
4. БШАУ – ШУБА
5. ШКАМИ – МИШКА
10. Звуко – буквенный анализ.
– Вспомните и назовите, с какими гласными «дружат» твёрдые согласные, с какими
гласными «дружат» мягкие согласные.
ШУМ КАША ДУШ ШУБА МИШКА

23

а) в «звуковых коробочках».
б) в тетрадях с помощью цветных карандашей.
11. Ребусы.
ШАШКА, ШИНА, КУВШИНКА
12. Составление предложений по картинке.
У МАШИНЫ ЛОПНУЛА ШИНА.
– Измените предложение так, чтобы предлог У не был первым. Выложите по желанию
схему любого предложения.
13. Итог занятия. Рефлексия.
– Что вы узнали о звуке [Ш]?
– Какое задание вам показалось трудным?
– Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

Приложение 2
Варианты тестовых заданий по усвоению программного материала
При тестировании, каждое задание объясняется на общем примере, затем дети
выполняют каждый свой вариант.
Оценивание по каждому пункту производится отдельно (0 баллов – не справился, 1
балл – справился частично или с помощью, 2 балла – справился самостоятельно), далее по
сумме баллов (0-2 балла – не усвоил программный материал, 3-5 баллов – программный
материал усвоил частично, 6-8 баллов – усвоил программный материал).

___________________________________________________________________
Тест для ребенка 5-6 лет
1. Выдели первый звук в названии картинки, впиши букву в квадратик нужным цветом.

2. Соедини картинку-символ с подходящей схемой.

3. Найди и обведи букву.

П А И М Н З У К Ц Ф Т О Э С Х Ы Й
4. Прочитай слоги.

КИ

ЗУ АТ
24

Тест для ребенка 6-7 лет
1. Определи, где в названии картинки слышится звук /С/ или /Сь/. Закрась синим или
зеленым цветом соответствующие клеточки.

2. Соедини картинку-символ с подходящей схемой.

3. Прочитай слова.

КОЗА

САНКИ

ЩЕНОК

4. Найди и обведи правильную букву.

25

КАНАВА

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».