Планирование логопедической работы по преодолению ФФНР

Приложение 1
к рабочей программе учителя-логопеда
«Коррекция речевых нарушений у детей 3-7 лет»

Планирование логопедической работы
по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР)

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Планирование логопедической работы по преодолению ФФНР у детей 5-6 лет

1

2. Планирование логопедической работы по преодолению ФФНР у детей 6-7 лет

4

Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5 -6 лет, старшая группа
Период

1 период
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Произношение
Выработка дифференцированных движений
органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания. Уточнение
правильного произношения сохранных
звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы],
согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] —
[п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] —
[д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д.
Произнесение ряда гласных на твердой и
мягкой атаке, с различной силой голоса и
интонацией:
• изолированно;
• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых
рядов с различной интонацией, силой голоса,
ударением; воспроизведение ритмических
рисунков, предъявленных логопедом;
произнесение различных сочетаний из
прямых, обратных и закрытых слогов);
• в словах;
• в предложениях. Развитие навыков
употребления в речи восклицательной,
вопросительной и повествовательной
интонации.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в
соответствии с индивидуальными
особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в
безударном слоге.

Основное содержание работы
Фонематическое восприятие
Развитие способности узнавать и различать
неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать
звуки речи по высоте и силе голоса.
Дифференциация речевых и неречевых
звуков. Развитие слухового внимания к
звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно
произносимых звуков.
Знакомство детей с анализом и синтезом
обратных слогов. Преобразование слогов за
счет изменения одного звука.
Различение интонационных средств
выразительности в чужой речи.
Различение односложных и многосложных
слов. Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова,
выделение последнего согласного звука в
слове. Выделение среднего звука в
односложном слове.
Практическое усвоение понятий «гласный —
согласный» звук.

Развитие речи
Закрепление навыка употребления
категории множественного числа
существительных. Закрепление
навыка употребления формы
родительного падежа с предлогом
у. Согласование притяжательных
местоимений мой, моя, мое с
существительными мужского,
женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления
категории числа и лица глаголов
настоящего времени. Закрепление
навыка употребления в
самостоятельной речи категорий
прошедшего времени глаголов
множественного числа.
Составление предложений по
демонстрации действий.
Объединение этих предложений в
короткий текст.

2 период
Декабрь
Январь
Февраль

Продолжение работы над развитием
подвижности органов артикуляционного
аппарата. Постановка отсутствующих звуков:
[л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в
предложениях и коротких текстах (см.
развитие речи).
Автоматизация произношения вновь
поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в
безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков
(с проговариванием), различающихся:
• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] —
[н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] —
[ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] —
[г’];
• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] —
[г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.
Распределение предметных картинок,
названия которых включают:
• дифференцируемые звуки;
• определенный заданный звук.
На этом же материале:
• определение места звука в слове;
• выделение гласных звуков в положении
после согласного в слоге;
• осуществление анализа и синтеза прямого
слога;
• выделение согласного звука в начале слова;
• выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями
«твердый — мягкий звук» и «глухой —
звонкий».
Формирование умения различать и оценивать
правильные эталоны произношения в чужой и
собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому
составу; определение количества слогов
(гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков
(без проговаривания):
• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] —
[н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] —
[ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] —
[г’]);
• по глухости — звонкости:
[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах;
• составление предложений с определенным
словом;
• анализ двусловного предложения;
• анализ предложения с постепенным
увеличением количества слов.

Закрепление в самостоятельной
речи навыка:
• согласования прилагательных с
существительными в роде, числе,
падеже и образования
относительных прилагательных;
• согласования порядковых
числительных с
существительными.
Закрепление умения:
• подбирать однокоренные слова;
• образовывать сложные слова;
• составлять предложения по
демонстрации действий, картине,
вопросам; • распространять
предложения за счет введения
однородных подлежащих,
сказуемых, дополнений,
определений; • составлять
предложения по опорным словам;
• составлять предложения по
картине, серии картин,
пересказывать тексты, насыщенные
изучаемыми звуками; • заучивать
стихотворения, насыщенные
изучаемыми звуками. Закрепление
знаний и умений, полученных
ранее, на новом словесном
материале.

3 период
Март
Апрель
Май

•
•
•
•
•
•
•

Автоматизация поставленных звуков в
собственной речи.
Дифференциация звуков по месту
образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на
новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением
ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической
схеме.
Выбор графической схемы к
соответствующему слову.
Преобразование слов за счет замены одного
звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в
слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в
слове. Определение количества и порядка
слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после
определенного звука.
Составление слов из заданной
последовательности звуков.

Активизация приобретенных
навыков в специально
организованных речевых
ситуациях;
в коллективных формах общения
детей между собой.
Развитие детской
самостоятельности при
оречевлении предметнопрактической деятельности с
соблюдением фонетической
правильности речи.

Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение
данного звука.

Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи
у детей 6 -7 лет, подготовительная группа
Периоды
Произношение
1 период
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Постановка и первоначальное
закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’],
[j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш],
[ж], [р], [р’] и др.
В соответствии с индивидуальными
планами занятий.
Преодоление затруднений в
произношении сложных по
структуре слов, состоящих из
правильно произносимых звуков.
Формирование грамматически
правильной речи.
Звуковой анализ и синтез слогов и
слов, чтение, письмо в случае
индивидуальных затруднений.
Закрепление правильного
произношения звуков [у], [а], [и], [п],
[п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’],
[л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с].
2. Различение звуков на слух:
гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]),
согласных — [п], [т], [м], [к], [д],
[к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с],
[с’], [з], [з’], [ц]
в различных звуко-слоговых
структурах и словах без
проговаривания.
3Дифференциация правильно
произносимых звуков: [к] — [х],
[л’] — [j], [ы] — [и].
Усвоение слов различной звукослоговой сложности

Основное содержание работы
Развитие речи
Воспитание направленности внимания к изучению
грамматических форм слов за счет сравнения и
сопоставления: существительных единственного и
множественного числа с окончаниями и, ы, а
(куски, кусты, кружки, письма); различных
окончаний существительных множественного
числа, личных окончаний существительных
множественного числа родительного падежа
(много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.).
Согласование глаголов единственного и
множественного числа настоящего времени с
существительными (залаяла собака, залаяли ...
собаки); сравнение личных окончаний глаголов
настоящего времени в единственном и
множественном числе (поет Валя, поют ... дети);
привлечение внимания к родовой принадлежности
предметов (мой ... стакан, моя ... сумка).
Словарная работа. Привлечение внимания к
образованию слов способом присоединения
приставки (наливает, поливает, выливает...);
способом присоединения суффиксов (мех —
меховой — меховая, лимон — лимонный —
лимонная); способом словосложения (пылесос,
сенокос, снегопад); к словам с уменьшительноласкательным значением (пенек, лесок, колесико).
Предложение, связная речь.
Привлечение внимания к составу простого
распространенного предложения с прямым
дополнением (Валя читает книгу); выделение слов
из предложений с помощью вопросов:
кто? что делает? делает что?; составление
предложений из слов, данных полностью или

Фонематический слух и звуковой
анализ
Анализ звукового состава правильно
произносимых слов (в связи с
формированием навыков
произношения и развития
фонематического восприятия).
Выделение начального гласного из
слов (Аня, ива, утка),
последовательное называние гласных
из ряда двух — трех гласных (аи, уиа).
Анализ и синтез обратных слогов,
например «am», «ит»; выделение
последнего согласного из слов («мак»,
«кот»). Выделение слогообразующего
гласного в позиции после согласного из
слов, например: «ком», «кнут».
Выделение первого согласного в слове.
Анализ и синтез слогов («та», «ми») и
слов: «суп», «кит» (все упражнения по
усвоению навыков звукового анализа и
синтеза проводятся в игровой форме).
Выкладывание из фишек прямых
слогов: «та», «му», «ми», «си»
Постепенное усвоение терминов
«звук», «слово», «слог», «гласный
звук», «согласный звук», «твердый
звук», «мягкий звук».

2 период
Декабрь
Январь
Февраль

(преимущественно двух- и
трехсложных)
в связи с закреплением правильного
произношения звуков.
Усвоение доступных ритмических
моделей слов: тá—та, та—тá,
тá—та—та, та—тá—та.
Определение ритмических моделей
слов: вата—тáта, вода—татá и
т. п.
Соотнесение слова с заданной
ритмической моделью.
Постановка и первоначальное
закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д],
[д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’],
[ц], [ч], [ш] в соответствии с
индивидуальными планами.
Преодоление затруднений в
произношении трудных по структуре
слов, состоящих из правильно
произносимых звуков
(строительство, космонавт и др.).
Формирование связной,
грамматически правильной речи с
учетом индивидуальных
особенностей детей.
Закрепление правильного
произношения звуков: [с]
(продолжение), [с’], [з], [з’], [б], [б’],
[д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’].
Различение звуков на слух:
[с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] —
[с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’],
[д] — [д’], [д] — [д’] — [т] — [т’] —
[г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] —
[д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ],
[л] — [л’] — [р] — [р’], [ж] — [з] —
[ш] (без проговаривания).

частично в начальной форме; воспитание навыка
отвечать кратким (одним словом) и полным
ответом на вопросы.
Составление простых распространенных
предложений с использованием предлогов на, у, в,
под, над, с, со по картинкам, по демонстрации
действий, по вопросам.
Объединение нескольких предложений в
небольшой рассказ.
Заучивание текстов наизусть.
Развитие внимания к изменению грамматических
форм слов в зависимости от рода, числа, падежа,
времени действия
Усвоение наиболее сложных форм
множественного числа существительных (пальто,
торты, крылья...).
Усвоение форм множественного числа
родительного падежа существительных (много —
яблок, платьев). Привлечение внимания к
падежным окончаниям существительных (В лесу
жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети
кормили ... белку); к согласованию прилагательных
с существительными мужского и женского рода в
единственном и множественном числе (большой ...
мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к
согласованию прилагательных с
существительными среднего рода и сопоставлению
окончаний прилагательных мужского, женского и
среднего рода в единственном и множественном
числе (ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое
... голубое платье; ые ... голубые полотенца).
Употребление сочетаний прилагательных с
существительными единственного и
множественного числа в составе предложения в
разных падежах (В зале много... светлых ламп.
Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети

Определение различий и качественных
характеристик звуков: «гласный —
согласный», «твердый — мягкий»,
«звонкий — глухой».
Звуко-слоговой анализ слов (например:
«вагон», «бумага», «кошка», «плот»,
«краска», «красный» и некоторых
более сложных, произношение которых
не расходится с написанием).
Закрепление навыка подбора слов к
звуковым схемам или по модели.
Формирование умения делить на слова
предложения простой конструкции без
предлогов и с предлогами.
Формирование умения выполнять
различные задания по дополнению
предложений недостающими словами
(ежик сидит ... елкой).
Пересказ прочитанного. Закрепление
навыка контроля за правильностью и
отчетливостью своей речи.

Дифференциация правильно
произносимых звуков: [с] — [с’],
[з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] —
[к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш],
[с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’],
[л] — [л’].
Усвоение слов сложного слогового
состава (тротуар, перекресток,
экскаватор и др.) в связи с
закреплением правильного
произношения перечисленных
звуков.
Анализ и синтез звукового состава
слов, усвоенной звуко-слоговой
структуры.

давали корм... белым кроликам...). Воспитание
умения в простых случаях сочетать числительные с
существительными в роде, числе, падеже (Куклам
сшили... два платья... пять платьев, две рубашки...
пять рубашек).
Сравнение и сопоставление глаголов настоящего,
прошедшего и будущего времени (катаю —
катал — буду катать); глаголов совершенного и
несовершенного вида (красит — выкрасил).
Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов (на
новом лексическом материале) способом
присоединения приставки (прибыл, приклеил,
прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал,
подъехал, заехал); способом присоединения
суффиксов — образование относительных
прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;
пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения
(трехколесный, первоклассник).
Формирование умения употреблять образованные
слова в составе предложений в различных
падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы.
Я катался на ... трехколесном велосипеде.
Грузовик подъехал к заводу).Привлечение
внимания к глаголам с чередованием согласных
(стричь, стригу, стрижет...). Образование
уменьшительно-ласкательной формы
существительных и прилагательных (У лисы
длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький
пушистый хвостик).
Предложения.
Привлечение внимания к порядку слов и
изменению форм слов в составе простого
распространенного предложения.
Составление предложений без предлогов и с
предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по,
между, за, перед, из слов в начальной форме
(скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой

3 период
Март
Апрель
Май

Окончательное исправление всех
недостатков речи в соответствии с
индивидуальными особенностями
детей.
Закрепление правильного
произношения [ц], [ч], [щ] и всех
ранее пройденных звуков.
2) Различение на слух:
[ч] — [т’] — [с’] — [щ],
[ц] — [т’] — [с],
[щ] — [ч] — [с’] — [ш].
Дифференциация правильно
произносимых звуков: [ч] — [т’],
[ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш],

спит собака...).
Составление предложений из «живых слов»
(которые изображают дети) и распространение
предложений с помощью вопросов (Миша вешает
шубу — Миша вешает в шкаф меховую
шубу).Составление предложений с использованием
заданных словосочетаний (серенькую белочку —
Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой
белочке — Дети дали орешков серенькой
белочке...). Добавление в предложение
пропущенных предлогов: кусты сирени посадили
... (перед, за)домом; елочка росла ... (у, около,
возле)дома. Закрепление навыков составления
полного ответа на поставленный вопрос.
Связная речь.
Составление детьми предложений по результатам
выполнения словесной инструкции (надо встать
со стула, выйти из-за стола, подойти к большому
столу, взять зеленую грузовую машину и
поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие
умения составить рассказ из предложений, данных
в задуманной последовательности. Развитие
умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть
стихотворных текстов, скороговорок.
Развитие внимания к изменению грамматических
форм слова в зависимости от рода, числа, падежа,
времени действия
Закрепление полученных ранее навыков.
Словарная работа. Закрепление (на новом
лексическом материале) полученных навыков
образования слов за счет присоединения приставки
или суффикса, за счет словосложения.
Образование существительных, обозначающих
лица по их деятельности, профессии (учитель,
учительница, ученик; футбол, футболист).
Формирование умения использовать образованные
слова в составе предложений.
Развитие умения подбирать родственные слова

Дальнейшее развитие навыков
различения звуков.
Слово.
Закрепление навыка звуко-слогового
анализа слов различной сложности.
Подбор слов по схемам и моделям.
Проведение в занимательной форме
упражнений в определении звукового
состава слов.
Заучивание наизусть стихотворений,
скороговорок, загадок.

[щ] — [ч], [щ] — [с’].
Усвоение многосложных слов в связи
с закреплением правильного
произношения всех звуков речи
(учительница, часовщик,
электрический), употребление их в
самостоятельной речи.
Анализ слов сложного звукослогового состава.

(снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).
Образование уменьшительно-ласкательной формы
существительных и прилагательных (на
усложненном лексическом материале).
Привлечение внимания к многозначности слов
(иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).
Предложения.
Закрепление (на новом лексическом материале)
навыков составления и распространения
предложений. Умение пользоваться
предложениями с предлогами «из-под», «из-за»:
кот вылез... (из-под) стола.
Привлечение внимания к предложениям
с однородными членами (Дети бегали. Дети
прыгали. Дети бегали и прыгали).
Составление предложений по опорным словам,
например: мальчик, рисовать, краски. Составление
сложноподчиненных предложений (по образцу,
данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому
что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять,
потому что идет дождь. Если завтра ко мне
придут гости, я испеку пирог...); с относительным
местоимением «который» (Роме понравился
конструктор. Конструктор подарил ему брат.
Роме понравился конструктор, который подарил
ему брат).
Связная речь. Закрепление всех полученных ранее
навыков. Воспитание умения использовать при
пересказе сложные предложения.
Развитие умения связно и последовательно
пересказывать текст, пользуясь фонетически и
грамматически правильной выразительной речью.
Формирование навыка составления рассказа по
картинке, по серии картин. Заучивание наизусть
прозаических и стихотворных текстов,
скороговорок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».