Планирование логопедической работы по преодолению ОНР

Приложение 2
к рабочей программе учителя-логопеда
«Коррекция речевых нарушений у детей 3-7 лет»

Планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи (ОНР)

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Планирование логопедической работы по преодолению ОНР III речевого уровня у детей 6-7 лет

1

2. Планирование логопедической работы по преодолению ОНР III речевого уровня у детей 5-6 лет

4

3. Планирование логопедической работы по преодолению ОНР III речевого уровня у детей 4-5 лет

7

4. Планирование логопедической работы по преодолению ОНР III речевого уровня у детей 3-4 лет

10

5. Логопедическая работа с детьми, имеющими ОНР I речевого уровня (неговорящие дети)

14

6. Логопедическая работа с детьми, имеющими ОНР II речевого уровня

16

Планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи (III речевой уровень)
у детей 6 -7 лет подготовительная группа
Направления
I период
работы
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1.Выработка чёткого, координированного
Общие
движения органов речевого аппарата
речевые
2. Обучение детей короткому и бесшумному
навыки
вдоху, спокойному и плавному выдоху
3. Работа по формированию диафрагмального
дыхания
4. Работа над мягкой атакой голоса.
Выработка у детей умения пользоваться
громким и тихим голосом.
Звукопроиз- 1. Разработка речевого аппарата, подготовка
к постановке звуков
ношение
2. Уточнение произнесения гласных звуков и
наиболее лёгких согласных звуков
3. Постановка и первоначальное закрепление
неправильно произносимых и отсутствующих
в произношении детей звуков
1. Работа над односложными словами со
Работа над
стечением согласных в начале и в конце
слоговой
структурой слова
2. Работа над двусложными словами без
слова
стечения согласных
3. Работа над трёхсложными словами без
стечения согласных.
1. Развитие слухового внимания на материале
Развитие
неречевых звуков(звучащие игрушки,
языкового
хлопки)
анализа,
2. Знакомство с гласными звуками: [ а о у э ы
синтеза,
представле- и ].
3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3
ний
гласных звуков АУ УА ОУЭ.
4. Выделение гласного в начале слова , в
конце слова, в середине односложных слов.
5. Подбор слов на гласные звуки.

II период
(декабрь, январь, февраль)
1. Продолжить работу над дыханием, голосом,
темпом и ритмом речи у всех детей
2. Познакомить с различными видами
интонации: повествовательной,
вопросительной, восклицательной.

III период
(март, апрель, май)
1. Продолжить работу над речевым
дыханием
2. Продолжить работу над темпом,
ритмом, выразительностью речи.

1. Продолжить работу по постановке
неправильно произносимых и отсутствующих
в речи детей звуков( индивидуальная работа)
2. Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков

1. Продолжить работу по постановке
неправильно произносимых и
отсутствующих в речи детей звуков(
индивидуальная работа)
2. Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.

1. Работа над структурой слов со стечением
согласных в начале слова, в середине слова и в
конце
2. Работа над слоговой структурой
трёхсложных слов со стечением согласных в
начале и в конце слова.

1. Закрепление слоговой структуры
двусложных и трёхсложных слов со
стечением согласных
2. Работа над слоговой структурой
двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных
слов со сложной звуко-слоговой
структурой.
1. Знакомство со звуками [й, л, р ].
3. Обучать звуковому анализу слов
из 3-6 звуков наглядной основы,
подбору слов по моделям
3. Закрепить навыки слогового
анализа слов и анализа предложений

1. Знакомство со звуками:[ с, з, ц, ш, ж, щ, ч].
2. Учить полному звуковому анализу слов
2. Учить детей различать на слух твёрдые и
мягкие согласные звуки, обозначать на схеме.
4. Учить детей преобразовывать слова путём
замены или добавления звука.
5. Учить детей делить слова на слоги, ввести
понятия «слово», «слог»
6. Знакомство с понятием «предложение»,
составление графич. Схемы предложения без

Направления
работы

Лексика

Грамматический строй
речи

I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
6. Знакомство с согласными звуками:[м б д н
в г п т a к х]
7. Выделение изученных согласных звуков из
слова (начало, конец, середина)
8. Знакомство с понятиями «гласный звук»,
«согласный звук», «звук», «буква», «твёрдый
согласный звук», «мягкий согласный звук»
9. Анализ обратных и прямых слогов с
изученными звуками
10. Полный звуковой анализ и синтез
трёхзвуковых слов с изученными звуками.
Расширение и уточнение словаря по темам:
«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»,
«Грибы», «Деревья», «Перелётные птицы»,
«Дикие животные», «Посуда», «Продукты
питания», «Мебель», «Зима», «Новогодний
праздник».
1. Отработка падежных окончаний имён
существительных ед.ч.
2. Преобразование существительных в И.п.
ед.ч. во мн.ч
3. Согласование глаголов с сущ. ед. и мн.
числа
4. Согласование сущ. с прилагательными в
роде, числе и падеже
5. Согласование сущ. с притяжательными
местоимениями мой, моя, моё, мои
6. Образование сущ с уменьшительноласкательными суффиксами
7. Согласование числительных два и пять с
сущ.

II период
(декабрь, январь, февраль)
предлогов, а затем с простыми предлогами.

Расширение и уточнение словаря по темам:
«Зима», «Зимующие птицы», «Дикие
животные», «Животные севера», «Животные
жарких стран», «Одежда», «Обувь»,
«Головные уборы», «День Защитника
Отечества», «Семья», «Праздник 8 Марта»,
«Профессии», «Транспорт»
1.Закрепление употребления падежных
окончаний сущ. в ед и мн. числе
2. Согласование прилагательных с сущ. в роде,
числе и падеже
3. Согласование сущ. с числительными
4.Образование названий детёнышей животных
5. Образование притяжательныхприлаг.,
относительных прилаг. от сущ.
6. Образование возвратных глаголов,
дифференциация глаголов совершенного и
несовершенного вида
7. Уточнение значения простых предлогов
места и движения. Учить составлять
предложения с предлогами с использованием
символов предлогов

III период
(март, апрель, май)

Расширение и уточнение словаря по
темам: «Весна», «Птицы»,
«Профессии», «Инструменты»,
«Сад-огород», «Праздник 9 Мая»,
«Школьные принадлежности»,
«Лето», «Насекомые». Повторение
ранее изученных тем.
1. Уточнить значение простых и
сложных предлогов, закрепиь
правильное употребление предлогов
2. Отработать правильное
употребление в речи различных
типов сложноподчинённых
предложений с союзами
3.Учить образовывать наречия от
прилагательных, формы степеней
сравнения
4. Обучать подбору родственных
слов, синонимов, антонимов,
омонимов, составлению
предложений с данными словами
5. Закреплять способы образования
новых слов с помощью приставок и
суффиксов, путём сложения

Направления
I период
работы
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Составление простых распространённых
Развитие
связной речи предложений
2. Обучение умению задавать вопросы и
отвечать полным ответом
3. Обучение составлению описательных
рассказов по лексическим темам
4. Работа над диалогической речью
5. Обучение пересказу небольших рассказов
и сказок
Развитие
мелкой
моторики

1. Обводка, закрашивание и штриховка по
трафаретам
2. Составление фигур, узоров из элементов
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой
4. Печатание пройденных букв в тетрадях

II период
(декабрь, январь, февраль)
1. Закрепить умение самостоятельно
составлять описательные рассказы
2. Обучать детей пересказу и составлению
рассказа по картине и сери картин.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики
2. Работа по развитию
конструктивногопраксиса
3. Продолжить работу по обводке и штриховке
фигур
4. Усложнить работу с карандашом: обводка
по контуру, штриховка
5. Составление букв из элементов
6. Печатание букв, слов, предложений в
тетрадях

III период
(март, апрель, май)
1. 1. Закрепление умения
самостоятельно составлять
описательные рассказы, по
сюжетной картине, по серии, из
опыта
2. Составление различных типов
сложноподчинён.предложений с
союзами
3. Обучение детей составлению
рассказов из опыта и творческих
рассказов
1. Работа по развитию пальчиковой
моторики
2. Работа по развитию
конструктивногопраксиса
Продолжить работу по обводке и
штриховке фигур
4. Составление букв из элементов
5. Печатанье букв, слов и
предложений в тетрадях.

В итоге логопедической работы дети научатся:









понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями; владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов,
уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и пр.;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны
проговариваться четко; простые и почти все сложные предложения должны употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, наречия, прилагательные,
местоимения и т.д.)

Планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи (III речевой уровень) у детей 5 -6 лет старшая группа
Направления
I период
работы
( сентябрь,октябрь, ноябрь)
1.Выработка чёткого, координированного
Общие
движения органов речевого аппарата
речевые
2. Обучение детей короткому и бесшумному
навыки
вдоху(не поднимая плеч), спокойному и
плавному выдоху(не надувая щек)
3. Работа над постановкой диафрагмального
дыхания.
4. Работа над мягкой атакой голоса.
Выработка у детей умения пользоваться
громким и тихим голосом.
Звукопроиз- 1. Уточнение произношения гласных и
наиболее лёгких согласных звуков [ м б д н в г
ношение
птaкх]
2. Подготовка артикуляционного аппарата к
постановке звуков.
3. Постановка и первоначальное закрепление
неправильно произносимых и отсутствующих
звуков (индивидуальная работа)
Работа над 1. Работа над односложными словами со
стечением согласных в начале и в конце слова
слоговой
структурой 2. Работа над двусложными словами без
стечения согласных
слова
3. Работа над трёхсложными словами без
стечения согласных.
1. Развитие слухового внимания на материале
Развитие
фонемати- неречевых звуков
2. Знакомство со звуками [м б д г в н ]
ческого
3. Выделение ударного гласного в словах
анализа,
4. Подбор слов на гласные звуки
синтеза,
представле- 5. Анализ звукосочетаний АУ УА ИА
6. Звуковой анализ слов: АМ УМ МУ МЫ ДА
ний
ОН НА НО НУ
7. Определение наличия звука в слове на
материале изученных звуков

II период
(декабрь, январь, февраль)
1. Продолжить работу над дыханием,
голосом, темпом и ритмом речи
2.Познакомить с различными видами
интонации: повествовательной,
вопросительной, восклицательной.

III период
(март, апрель, май)
1. Продолжить работу над речевым
дыханием.
2. Продолжить работу над темпом, ритмом,
выразительностью речи.

1. Продолжить работу по постановке
звуков.
2. Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.

1.Продолжить работу по постановке
звуков.
2. Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков в речи.

1.Работа над структурой слов со
стечением согласных в начале слова, в
середине слова и в конце слова
2. Работа над слоговой структурой
трёхсложных слов со стечением
согласных в начале слова.
1.Выделение гласных звуков в конце
слова под ударением
2. Выделение гласных звуков в
трёхзвуковых словах
3. Знакомство со звуками [п т к ф х с з
ц ш ж]
4. Дифференциация изученных
твёрдых и мягких согласных звуков в
изолированном положении, в слогах и
словах

1. Закрепление слоговой структуры
двусложных слов со стечением согласных
2. Работа над слоговой структурой
трёхсложных слов со стечением согласных.
1. Знакомство со звуками [ щ ч л р ]
2. Анализ трёхзвуковых слов с гласными А
О У Ы И, составление схемы слова.
3. Дифференциация на слух парных
согласных Б-П В-Ф Д-Т Г-К Ж-Ш З-C в
словах.

Направления
работы

Лексика

Грамматический
строй речи

I период
( сентябрь,октябрь, ноябрь)

Расширение и уточнение словаря по темам:
«Помещения детского сада», «Профессии»,
«Одежда», «Обувь», «Посуда», «Игрушки»,
«Продукты питания», «Мебель», «Осень»,
«Овощи», «Фрукты», «Деревья»,
«Перелётные птицы», «Дикие животные,
«Зима», «Новогодний праздник»
1. Отработка падежных окончаний имён
существительных ед.ч.
2. Преобразование существительных в И.п.
ед.ч. во мн.ч.
3.Согласование глаголов с существительными
ед.ч. и мн.ч.
4. Согласование сущ. с прилагательными в
роде, числе и падеже
5 Согласование сущ. с притяжательными
местоимениями мой, моё, моя, мои
6. Образование сущ. с уменьшительноласкательными суффиксами по теме: «Овощи,
фрукты» и т.д.
7. Согласование числительных два и пять с
существительными.

II период
(декабрь, январь, февраль)
5. Выделение твёрдых и мягких
согласных звуков в начале и конце
слова.
Расширение и уточнение словаря по
темам: «Зима», «Зимующие птицы»,
«Домашние, дикие животные» «Части
тела», «Одежда», «Обувь», «Головные
уборы», «День защитника Отечества»,
«Семья», «Праздник 8 Марта»,
«Профессии наших мам»,
«Транспорт».
1.Закрепить употребление падежных
окончаний сущ. ед.ч.
2. Закрепить употребление окончаний
сущ в И.п. мн.ч.
3. Согласование прилагательных с сущ
в роде, числе и падеже
4. Практическое употребление простых
предлогов места (в, на, за, под, над) и
движения (в, из, к, от, по)
5. Образование притяжательных
прилагательных по теме «Дикие и
домашние животные», образование
относительных прилагательных по
темам
6. Образование глаголов движения с
приставками
7. Образование сущ. ед.ч. и мн.ч. по
теме «Дикие и домашние животные и
их детёныши»
8. Согласование числительных два и
пять с сущ.

III период
(март, апрель, май)

Расширение и уточнение словаря по темам:
«Весна», «Птицы», «Профессии»,
«Праздник 9 Мая», «Лето», «Насекомые».
Повторение ранее изученных тем.

1.Закрепление употребления падежных
окончаний имён сущ. ед и мн.ч.
2. Согласование числительных два и пять с
сущ.
3. Закрепление употребления простых
предлогов. Употребление сложных
предлогов: из-за, из-под, около, возле и тд.
4. Образование сравнительной степени
прилагательных
5. Образование наречий от прилагательных
6. Закрепление способов образования
новых слов с помощью приставок и
суффиксов.

Направления
I период
работы
( сентябрь,октябрь, ноябрь)
1. Составление простых распространённых
Развитие
предложений
связной
2. Обучение детей умению задавать вопросы и
речи
отвечать на вопросы полным ответом
3. Обучение детей составлению описательных
рассказов по темам I периода
4. Работа над диалогической речью (с
использованием литературных произведений)
5. Обучение детей пересказу небольших
рассказов и сказок.
1. Обводка, раскрашивание и штриховка по
Развитие
трафаретам
мелкой
2. Составление фигур, узоров из элементов
моторики
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

II период
(декабрь, январь, февраль)
1. Закрепить умение самостоятельно
составлять описательные рассказы
2. Обучать пересказу и составлению
рассказа по картине и серии картин.

III период
(март, апрель, май)
1. Закрепление умения самостоятельно
составлять описательные рассказы,
рассказы по сюжетной картине, по серии
сюжетных картин, из опыта
2. Составление различных типов
сложноподчинённых предложений с
союзами и союзными словами
3. Обучение детей составлению рассказов
из опыта и творческих рассказов.

1. Работа по развитию пальчиковой
моторики
2. Работа по развитию
конструктивногопраксиса
3. Продолжить работу по обводке и
штриховке фигур
4. Усложнить работу с карандашом:
обводка по контуру, штриховка, работа
с карандашом по клеткам в тетради.

1. Работа по развитию пальчиковой
моторики
2. Усложнение работы с карандашом
3. Усложнение работы над конструктивным
праксисом.

Примечание: При необходимости логопед может изменить порядок изучения лексических тем в рамках периода обучения в соответствии с
используемым пособием или комплексно-тематическим планом ДОУ. При условии недостаточного усвоения детьми определенного звука или
темы логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного материала.
В итоге логопедической работы дети научатся:
 соотносить предметы с их качественными признаками функциональным назначением;
 узнавать по словесному описанию знакомые предметы по отдельным наиболее ярко выделяемым признакам;
 понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного
наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
 фонетически правильно оформлять согласные (не требующие постановки) и гласные первого ряда (А, У, О, Ы) и гласного И;
 воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух и трех сложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.

Планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи (III речевой уровень) у детей 4-5 лет средняя группа
I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Звукопроиз- 1.Уточнить произношение гласных звуков,
а также согласных Б, П, М, Н, Д, Т, Г, К, Х,
ношение
В, Ф и их мягких вариантов.
2.Отработать чистое произношение в
звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, гав-гав,
га-га-га и т.д.
3.С
помощью
упражнений
общей
артикуляционной
гимнастики,
артикуляционного массажа и специальной
артикуляционной
гимнастики
начать
подготовку артикуляционного аппарата к
формированию правильной артикуляции
свистящих звуков.
1.Развивать
слуховое
внимание
и
Развитие
фонематичес- фонематическое восприятие на материале
неречевых и речевых звуков.
кого слуха
2. Учить детей выделять из ряда звуков
гласные звуки: А, У.
3. Упражнять детей в анализе и синтезе на
слух слияний гласных звуков: АУ, УА.
4. Учить выделять начальные ударные
гласные А, У в словах, различать слова с
начальными ударными А, У.

Работа над
слоговой
структурой
слова

1.Упражнять детей в различении на слух
длинных и коротких слов (мак –
погремушка, кот – велосипед, дом –
черепаха).
2.Учить детей передавать ритмический
рисунок слова.

II период
(декабрь, январь, февраль)
1.Продолжить подготовку артикуляционного
аппарата к формированию правильной
артикуляции всех групп звуков в процессе
выполнения
общей
артикуляционной
гимнастики и артикуляционного массажа.
2.Сформировать правильную артикуляцию
свистящих звуков и начать их автоматизацию
3.Закрепить в речи чистое произношение
гласных звуков, а также согласных Б, П, М,
Н, Д, Т, Г, К, Х, В, Ф и их мягких вариантов.

1.Закрепить умение различать на слух слова с
начальными ударными звуками А, У.
2.Учить детей выделять из ряда звуков
гласные О, И.
3.Упражнять детей в анализе и синтезе на
слух слияний гласных звуков: ОИ, ИО, АО,
ОА, УО, ОУ, ИУ, УИ.
4.Учить детей выделять начальные ударные
звуки У, О в словах и различать слова с
начальными ударными звуками А, У, И, О.

III период
(март апрель, май)
1.Завершить
работу
по
подготовке
артикуляционного
аппарата
к
формированию правильной артикуляции
всех групп звуков.
2.Завершить
процесс
автоматизации
свистящих звуков в речи у всех детей.
3.Начать
формирование
правильной
артикуляции шипящих звуков и звука Р.

1.Закрепить умение различать на слух слова
с начальными ударными гласными А, У, О,
И.
2.Упражнять детей в выделении звуков Т, П,
Н, М, К из ряда звуков.
3.Учить выделять конечные, а затем
начальные согласные Т, П, Н, М, К в словах.
4.Упражнять детей в анализе и синтезе
обратных слогов: ап, оп, уп, ип, ат, от, ут,
ит и т.д., а затем и прямых: та, то, ту, ти
и т.д.
5.Дать детям представление о гласном и
согласном звуках, их различиях.
6.Учить детей подбирать слова на заданный
согласный звук.
1.Упражнять детей в передаче ритмического 1.Закрепить
умение
передавать
рисунка слова.
ритмический рисунок слова.
2.Работать над односложными словами из 2.Работать над двусложными словами с
закрытого слога.
закрытым слогом (бидон, вагон) и
двусложными словами со стечениями
согласных в начале, середине и конце

Общие
речевые
навыки

Лексика

I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
3.Работать над двусложными, а потом над
трехсложными словами из открытых
слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).
1.Начать работу по формированию
правильного физиологического и речевого
дыхания.
2.Формировать мягкую атаку голоса при
произнесении гласных. Работать над
плавностью речи.
3.Учить детей изменять силу голоса:
говорить громко, тихо, шепотом.
4.Работать над четкостью дикции.
5.Начать работу над интонационной
выразительностью
речи.
Развивать
реакцию на интонацию и мимику,
соответствующую интонации. Следить за
соблюдением единства и адекватности
речи, мимики, пантомимики, жестов –
выразительных речевых средств в игре и в
ролевом поведении детей.
Лексические темы: игрушки, осень, овощи,
фрукты, грибы, ягоды, одежда, обувь,
мебель, квартира, кухня, посуда, дикие и
домашние животные.
1.Обобщить первичные представления
детей об осени по существенным
признакам сезона: состоянию погоды и
основным осенним погодным явлениям.
2.Учить узнавать деревья по листьям,
плодам,
семенам,
характерным
особенностям стволов.
3.Расширить представления детей об
овощах и фруктах (цвет, размер, запах,
вкус).
4.Сформировать
представления
о
растениях осеннего леса, о грибах и

II период
(декабрь, январь, февраль)

III период
(март апрель, май)
(стена, паста, аист).

1.Продолжить работу по формированию
правильного физиологического и речевого
дыхания.
2.Работать над плавностью речи и мягкостью
голоса.
3.Закрепить умение изменять силу голоса,
учить детей говорить тише, громче.
4.Продолжить работу над темпом речи.
5.Совершенствовать
интонационную
выразительность речи.
6.Стимулировать, развивать и поддерживать
игры, развивающие голос, интонацию.

1.Продолжать работу по формированию
правильного физиологического и речевого
дыхания.
2.Работать над плавностью речи.
3.Отрабатывать четкость дикции.
4.Продолжать развивать интонационную
выразительность речи.

Лексические темы: зима, зимующие птицы,
зимние забавы, Новый год, дикие животные
зимой, наш город, моя улица, транспорт,
профессии на транспорте, кому что нужно
для работы, День защитника Отечества,
профессии, наши папы.
1.Углубить представления детей о зиме, о
состоянии погоды зимой, о явлениях зимней
природы, о повадках зимующих птиц, их
поведении в разную погоду.
2.Расширить и углубить представления детей
о диких и домашних животных, установить
связи между особенностями внешнего вида,
поведением животных и условиями зимнего
сезона.
3.Расширить
представления
детей
о

Лексические темы: Профессии. Наши мамы,
Животные холодных стран, животные
жарких
стран,ранняя
весна,
День
космонавтики, перелётные птицы, дикие
животные весной, лес, поздняя весна, цветы,
насекомые, лето.
1.Расширить представления о женских
профессиях.
2.Обобщить представления о характерных
признаках весны: увеличение светового дня,
таянии снега, ледоходе и его причинах,
росте
травы,
набухании
почек
и
распускании листьев, появлении насекомых,
возвращении птиц. Уточнить представления
о жизни растений весной.
3.Сформировать представления детей о

Грамматичес
кий строй

I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
ягодах.
5.Уточнить и расширить представления
детей об окружающих предметах и их
назначении (об игрушках, мебели, одежде,
обуви,
посуде);
их
существенных
признаках, материалах, из которых они
сделаны. Учить сравнивать, группировать,
классифицировать предметы.
6.Конкретизировать представления детей о
диких и домашних животных осенью, о
подготовке зверей к зимовке (изменение
цвета и характера шерсти, утеплении
жилища)
7.Создавать ситуации для обогащения
словаря в различных видах деятельности,
опираясь на зрительный анализ (связь
«образ – слово»)
1.Учить детей употреблять в речи имена
существительные в форме единственного и
множественного числа – названия овощей,
фруктов, грибов, деревьев, игрушек,
предметов одежды, обуви, посуды, мебели.
2.Упражнять детей в употреблении формы
множественного
числа
имен
существительных в родительном падеже
(яблок, чашек, платьев, мячей).
3.Учить
согласовывать
слова
в
предложении в роде, числе и падеже.
4.Закрепить в речи употребление простых
предлогов: на – с, в – из.
5.Учить
детей
образовывать
и
использовать в речи существительные с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, оньк-.

II период
(декабрь, январь, февраль)
Новогоднем празднике. 4.Обобщить и
расширить знания детей о родном городе, его
истории,
его
достопримечательностях.
Уточнить и расширить знания о правилах
дорожного движения.
5.Расширить
представления
детей
о
транспорте, сформировать представления о
пассажирском и грузовом транспорте.
6.Дать детям представления о труде людей,
показать
результаты
труда,
его
общественную значимость. Дать детям
представление о профессиях продавца,
почтальона, шофера, водителя, летчика,
машиниста.

III период
(март апрель, май)
космосе, об освоении космоса людьми.
4.Обобщить и расширить знания о жизни
насекомых весной, о вредных и полезных
насекомых.
5.Расширить представления о растениях
луга, леса, об охране природы.
6.Обобщить представление детей о лете и
летних явлениях в природе.

1.Продолжить
работу
по
обучению
согласованию слов в предложении в роде,
числе, падеже по всем лексическим темам.
2.Закрепить в речи простые предлоги: на – с,
в – из, по.
3.Учить образовывать и использовать в речи
существительные с суффиксами: -онок, -енок,
-ат, -ят по темам «Дикие и домашние
животные».
4.Упражнять
детей
в
употреблении
некоторых относительных прилагательных:
стеклянный, бумажный, резиновый.

1.Закрепить в речи все пройденные
предлоги: на, с, в, из, под.
2.Продолжить
работу
над
умением
согласовывать слова в предложении в роде,
числе и падеже.
3.Учить употреблять существительные с
суффиксами –онок, -енок в форме
родительного
падежа
множественного
числа: лисят, волчат и т.д.
4.Упражнять в подборе признаков и
действий к предметам (весна, солнце, трава,
цветы, птицы, деревья).

Связная
речь

I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1.Развивать умение вслушиваться в
обращенную речь.
2.Развивать
диалогическую
речь.
Стимулировать речевые реакции. Учить
отвечать на вопросы предложениями из 23х слов. Например, - Кто это? – Это
кот. – Что ты видишь? – Я вижу дом. –
Где книга? – Книга на столе.
3.Учить составлять простые предложения
из 2-3х слов по картинке, по демонстрации
действий.
4.Учить детей повторять за взрослыми
короткие рассказы – описания, загадки –
описания из 2-3 предложений об овощах,
фруктах, грибах, диких и домашних
животных, игрушках, предметах одежды,
обуви, посуды, мебели.

II период
(декабрь, январь, февраль)
1.Заниматься
совершенствованием
диалогической речи. Закрепить умение
отвечать на вопросы предложениями из 2-3х
слов. Поддерживать и развивать активную
позицию ребенка в диалоге.
2.Закрепить умение строить предложения из
2-3 слов по демонстрации действий и по
картинке.
3.Закрепить умение повторять рассказ из 2-3
предложений.
4.Упражнять детей в составлении рассказовописаний, загадок – описаний о зимующих и
домашних птицах, диких и домашних
животных.
5.Учить детей пересказывать тексты из 2-3
простых предложений

III период
(март апрель, май)
1.Закрепить умение составлять предложения
из 3х слов.
2.Продолжать упражнять в пересказе
текстов из 2-3 предложений.
3.Учить детей составлять рассказы из 3
предложений о предмете и по картинке,
сначала по предметной, а потои по
сюжетной.
4.Учить детей поддерживать беседу:
задавать вопросы и правильно отвечать на
них.
5.Поддерживать общение между детьми,
учить детей выслушивать друг друга до
конца

В итоге логопедической работы дети научатся:
 дифференцировать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;
 произносить слова простой слоговой структуры;
 понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного
наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
 фонетически правильно оформлять согласные (не требующие постановки) и гласные первого ряда (А, У, О, Ы) и гласного И;
 правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
 пересказывать текст из 3-4 предложений.
Планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи (III речевой уровень)
у детей 3-4 лет, вторая младшая группа.

Развитие
импрессивной речи

I период
(сентябрь,октябрь, ноябрь)
1.Работать
над
накоплением
пассивного словаря, усвоением слов,
обозначающих части тела и лица
человека,
предметы
ближайшего

II период
(декабрь,январь, февраль)
1.Продолжать работу по расширению
пассивного словаря существительных и
глаголов в рамках лексических тем: обувь,
мебель, Новый год, елка, продукты питания,

III период
(март, апрель, май)
1.Продолжать
работу
по
расширению
пассивного словаря существительных и
глаголов в рамках лексических тем: мамин
праздник, дикие животные и птицы,

I период
(сентябрь,октябрь, ноябрь)
окружения, простейшие игровые и
бытовые
действия,
признаки
предметов.
Формировать
умение
соотносить
предметы,
действия,
признаки
с
их
словесным
обозначением.
2. Учить понимать обобщающие слова
(игрушки,
туалетные
принадлежности, одежда, обувь).
3.Уточнять
понимание
личных
местоимений (я, мы, ты, вы, он, она,
они), притяжательных местоимений
(мой,
наш),
притяжательных
прилагательных (мамин, папин).
4. Обучение пониманию предлогов и
наречий,
выражающих
пространственные отношения (в,на,
здесь, вверху, внизу, впереди, сзади)
5. Развития понимания простых
предложений в ситуативной речи.
6. Воспитания внимания к звуковой
стороне речи.
7.
Обучение
пониманию
и
выполнению
однои
двух
ступенчатых инструкций.

Развитие
экспрессивного
словаря

1.Обучение повторению за взрослым
слов, обозначающих близких ребенку
людей (мама, папа,баба, тетя,
дядя,ляля)
2.
Расширять,
уточнять,
активизировать
номинативный
словарь на основе обогащения

II период
(декабрь,январь, февраль)
посуда, домашние птицы и животные.
Обучение детей узнаванию предметови
объектов по их назначению и описанию.
2. Учить понимать обобщающие слова:
мебель, посуда, домашние птицы, домашние
животные.
3.Учить понимать имена существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами
(-к,-ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).
4.Работать над различением падежных форм
личных местоимений (меня,мне, тебя, тебе).
5.
Учить
различать
глаголы
и
прилагательные,
противоположные
по
значению (надевать-снимать, завязыватьразвязывать; большой-маленький,длинныйкороткий, широкий-узкий, высокий-низкий).
6. Формировать различение количественных
числительных (один, два, три).
7.Дальнейшее
обучение
пониманию
предлогов
и
наречий,
выражающих
пространственные отношения
8. Обучение пониманию и выполнению однои трех ступенчатых инструкций
9.
Развития
понимания
простых
распространненных
предложений
в
ситуативной речи.
10. Формирование умения прохлопывать,
отстукивать ударный слог вместе с
педагогом.
1. Расширять, уточнять, активизировать
номинативный словарь на основе обогащения
представлений
об
окружающем
по
лексическим темам
(мебель,
продукты
питания,
посуда,
домашние птицы и животные)
2.
Ввести
в
речь
прилагательные,

III период
(март, апрель, май)
транспорт, лето, летние игры, насекомые,
цветы.
2. Закрепления понимания
обобщающих
слов: игрушки, туалетные принадлежности,
одежда, обувь, мебель, посуда, птицы,
животные,летние игры.
3. Учить различать глаголы и прилагательные,
противоположные по значению.
4.Учить
дифференцировать
формы
единственного и множественного числа
глаголов
(играет-играют,
спит-спят);
глаголы прошедшего времени по родам
(сидел-сидела); возвратные и невозвратные
глаголы (умываетумывает-ся).
5.Учить
дифференцировать
формы
единственного и множественного числа имен
существительных мужского и женского рода
(кот-коты, мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы,
рука-руки; ), понимать падежные окончания
имен существительных мужского и женского
рода в единственном числе в винительном,
родительном,
дательном,
творительном,
предложном падежах;
6. Закрепление
понимания предлогов и
наречий, выражающих пространственные
отношения.
7. Обучение пониманию и выполнению
многоступенчатых инструкций.
8. Развитие понимания сказок.
1. Расширять, уточнять, активизировать
номинативный словарь на основе обогащения
представлений
об
окружающем
по
лексическим темам: (дикие птицы и
животные,
транспорт,
лето,
цветы,
насекомые)
2.
Ввести
в
речь
прилагательные,

I период
(сентябрь,октябрь, ноябрь)
представлений об окружающем по
лексическим темам (семья,игрушки,
туалетные
принадлежности,
одежда, обувь) и действия с ними.
3. Ввести в речь личные местоимения
(я, мы, ты, вы, он, она) и
притяжательного местоимения мой.

Формирование и
совершенствование
грамматического
строя речи

1. Учить образовывать и использовать
в речи формы единственного и
множественного
числа
имен
существительных
мужского
и
женского родов в именительном
падеже (кот-коты, мяч-мячи, домдома, кукла-куклы, нога-ноги).
2. Формировать умение согласовывать
прилагательные
и числительное
«один» с существительными в роде и
числе в именительном падеже (один
жук, одна кукла, одно ведерко).

II период
(декабрь,январь, февраль)
обозначающие
признаки
и
качества
предметов: цвет (красный, синий, желтый,
зеленый), свойства
(сладкий,
кислый),
величину (большой, маленький), оценку
(хороший, плохой).
3. Ввести в речь личные местоимения (я, мы,
ты, вы, он, она, они) и притяжательного
местоимения
(мой, наш, твой) и
прилагательных (мамин, папин).
4. Обогатить активной словарь наречиями,
обозначающими местонахождение предметов
(там, тут, вот, здесь).
1. Закреплять умения образовывать и
использовать в речи формы единственного и
множественного
числа
имен
существительных мужского и женского
родов в именительном падеже (кот-коты,
мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы, нога-ноги).
2. Формировать умение образовывать и
использовать в речи формы повелительного
наклонения глаголов в единственном и
множественном
числе
(иди,
идите),
инфинитива (стоять, петь), глаголов
изъявительного наклонения в единственном и
множественном числе настоящего времени
(стоит, стоят).
3. Обучать согласованию прилагательных с
существительными мужского и женского
рода единственного числа в именительном
падеже (большой мяч, маленькая груша).
4. Обучение употребления предлога у.
5. Формировать двусловное предложение
(Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою.
Можно
кубик?),
фразы
с
прямым
дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик.
Даня ест суп.)

III период
(март, апрель, май)
обозначающие признаки и качества предметов
(любимый, родной, красивый, веселый).
3.Уточнениеи активизация в речи личных и
притяжательных местоимений.
4.
Обогатить
активной
словарь
наречиями, обозначающими местонахождение
предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение
(больше, меньше), количество (много, мало),
оценку действий (хорошо, плохо), ощущения
(тепло,холодно, вкусно).
1. Формировать умение образовывать и
использовать
в
речи
формы
имен
существительных мужского и женского родов
в винительном, родительном, дательном,
творительном,
предложном
падежах
(беспредложные
конструкции),
затем
предложные конструкции с простыми
предлогами со значением пространственного
расположения, направления действия (в, на,
у).
2. Учить образовывать и использовать в речи
существительные
с
уменьшительноласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок,
-чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).
3. Учить различать, образовывать и
использовать формы глаголов настоящего
(иду, идет, идут) прошедшего времени
мужского и женского рода, единственного и
множественного числа (упал, упала, упали).
4. Учить согласовывать притяжательные
местоимения с существительными (моя
книжка, мой мяч), правильно употреблять
местоимения меня, мне.
5. Формировать умение отвечать на

I период
(сентябрь,октябрь, ноябрь)

1.Формировать правильное речевое
диафрагмальное
дыхание
и
длительный ротовой выдох. Развивать
длительность речевого выдоха.
2. Развивать силу, динамику и
модуляцию голоса на материале
слияний гласных и звукоподражаний.
3. Развивать подражание речевым
звукам.
4.Уточнить
артикулирование
(четкость произношения) гласных
звуков [а], [о], [у], [и].
5.Воспитывать
правильный,
умеренный темп речи.
6.Развивать
интонационную
выразительность, ритмичность речи.
7.
Развивать
внимание
к
звукослоговой структуре слова в
упражнениях на различение длинных
и коротких слов; на простукивание,
прохлопывание,
протопывание
слогового рисунка слова.
1.Воспитывать потребность в речевом
Развитие
разговорной общении.
(диалогичес 2. Учить отвечать на вопросы по
кой) речи, предметной, сюжетной картинкам, по
демонстрации действий.
речевого
3. Формировать умение заканчивать
общения.
фразу,
учить
договаривать
за
взрослым слова и словосочетания в
потешках,
упражнениях,
Развитие
фонетическ
ой стороны
речи

II период
(декабрь,январь, февраль)
6. Формировать умение отвечать на
поставленные
вопросы
по
простым
сюжетным картинкам (Кто это? Что он
делает? Что это?).
1.
Формировать
правильное
речевое
диафрагмальное дыхание и длительный
ротовой выдох (3-4 сек.).
2. Развивать силу, динамику голоса на
материале звукоподражаний.
3. Развивать подражание речевым звукам.
4.Уточнить
артикулирование
(четкость
произношения) гласных звуков [а], [о], [у],
[и] и согласных раннего онтогенеза.
5.Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и] и
согласных раннего онтогенеза: [м], [м], [н],
[н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б],
[к], [к], [г], [г], [х], [х], звукоподражания с
перечисленными звуками.
6.Воспитывать правильный, умеренный темп
речи.
7.Развивать интонационную выразительность
речи в работе над звукоподражаниями.

1.Обучать пониманию вопросов по сюжетной
и предметной картинкам, вопросов по
прочитанной сказке со зрительной опорой и
ответам на них.
2. Формировать умение заканчивать фразу,
учить договаривать за взрослым слова и
словосочетания в потешках, упражнениях,
стихотворениях.
3. Заучивать небольшие песенки, потешки,

III период
(март, апрель, май)
поставленные вопросы по простым сюжетным
картинкам (Кто это? Что он делает? Что
это?), составлять предложения по небольшой
сюжетной картинке с одним действующим
лицом (Дети спят. Мама варит суп.)
1.
Формировать
правильное
речевое
диафрагмальное дыхание и длительный
ротовой выдох (5-6 сек.).
2. Развивать силу, динамику голоса на
материале звукоподражаний.
3. Активизация движений артикуляционного
аппарата. Уточнение произношения гласных
звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего
онтогенеза в звукоподражаниях и словах.
4. Воспитывать правильный, умеренный темп
речи.
5. Развитие ритмичности речи, модуляции
голоса, интонационной выразительности в
работе
над
звукоподражанием
и
прирассказывании маленьких потешек и
стишков вместе с педагогом.
6. Формировать умение различать слова,
сходные по звучанию (кот – кит, бочка –
точка, миска – киска).

1. Совершенствование умения договаривать
словосочетания в стихах, при пересказе
знакомых сказок.
2. Заучивание небольших песенок, потешек,
стишков с опоройна картинки.
3. Развивать умение передавать содержание
знакомой сказки по серии картинок с
помощью логопеда.
4. Закреплять умения отвечать на вопросы по

I период
II период
(сентябрь,октябрь, ноябрь)
(декабрь,январь, февраль)
стихотворениях.
стихотворения с опорой на картинки.
3. Обучение ответам на вопросыкто
это?что это?

III период
(март, апрель, май)
предметной,
сюжетной
картинкам,
по
демонстрации действий.
5.Развивать
эмоционально-выразительные
жесты и мимику.

В итоге логопедической работы дети научатся:

 принимать помощь взрослого;
 выполнять задания с помощью взрослого;
 понимать обращенную к ним речь, показывать отдельные предметы, части;
 произносить слова простой слоговой структуры;
 произносить простые предложения, состоящие из двух-трёх слов.
 выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
 отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается
употребление звукокомплексов.
Примечания: При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое
оформление.
Логопедическая работа с детьми ОНР I речевого уровня (неговорящие дети).
Период
1период
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь,
декабрь

Основное содержание работы
Развитие понимания речи
Учить детей находить предметы, игрушки.
Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить понимать слова обобщающего значения.
Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом
отвечает на него).
Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.
Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.
Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).
Учить детей называть имена друзей, кукол.

2 период
Январь,
февраль,
март, апрель,
май

Учить подражанию:
• голосам животных;
• звукам окружающего мира;
• звукам музыкальных инструментов.
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2-4 игрушки).
Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.
Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).
Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2-3 игрушки одной тематики).
Учить запоминать и проговаривать 2-3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя).
Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) лишнюю: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко,
груша, стол.
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.
Развитие понимания речи
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в
берлоге, сосет лапу).
Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп —
половник).
Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.
Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи —
спит, иди — идет).
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в
определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.
Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки.
Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).
Учить определять лишний предмет из представленного ряда:
• 3 красных кубика и 1 синий;
• кукла, клоун, Буратино — шапка;
• шуба, пальто, плащ — шкаф;
• красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.

Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.
Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.
Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары»)
В итоге логопедической работы дети научатся:
 понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами:
«Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
 называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
 обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и
эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
 выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
 отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается
употребление
звукокомплексов.
Примечания: При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на
грамматическое оформление.
Логопедическая работа с детьми ОНР II речевого уровня
Период
1период
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь,
декабрь

Основное содержание работы
Развитие понимания речи
Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.
Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.
Формировать понимание обобщающего значения слов.
Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).
Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).
Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.
Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи
качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т.п.).
Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой – моя» и их согласованию с
существительными.
Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова,
стой!).
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).
Развитие самостоятельной фразовой речи

2 период
Январь,
февраль,
март, апрель,
май

Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»
Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.
Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос,
переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).
Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?)
Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.
Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).
Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания»,
«Игрушки», «Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и т.д.
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).
Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих,
сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).
Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).
Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).
Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел,
попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).
Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.
Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными
окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).
Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).
Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).
Учить называть части предмета для определения целого (спинка – стул, ветки – дерево, стрелки – часы).
Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки – зима, корабль – море).
Учить подбирать существительные к названию действия (кататься – велосипед, летать – самолет, варить – суп, резать – хлеб).
Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.
Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник),
основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т.п.).
Развитие самостоятельной фразовой речи
Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».
Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял
мишку и мяч.).
Заучивать короткие двустишия и потешки.
Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать
вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).

Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и
вопросному плану).
Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.
Развитие произносительной стороны речи
Учить детей различать речевые и неречевые звуки.
Учить детей определять источник звука.
Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.
Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.
Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).
Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
Формировать звуко-слоговую структуру слова.
Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.
Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса,
интонацией.
Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных
согласных и гласных звуков (па-то-ку).
Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та – кта, по – пто).
Лексические темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой»,
«Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления
весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др.
В итоге логопедической работы дети научатся:
 соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
 узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
 сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
 понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного
наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
 фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
 воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных
звуков;
 правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
 общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя)
брать»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».