Программа-кружка-по-ИЗО_Е.И.-Абрамчук

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 57»

Утверждена приказом заведующего
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 57»
от « 24 » августа 2022 г. № 96/01-35

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
кружка изобразительной деятельности «Радужный мир»
для детей 4-7 лет
Разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Срок реализации программы 3 года

Составитель: Абрамчук Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования.

Северск
2022 год

Содержание программы
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Содержание
Пояснительная записка
Общие положения
Организация занятий кружка
Учебно–тематический план
Используемая литература

Страницы
3
6
9
11
14

1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка,
стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом
возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития
ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная
на
эстетическое
освоение
мира
посредством
изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира
ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького
ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой
объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия,
мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное
творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие
эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности
к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое,
физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к
школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая
нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное

внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга»,
«Развитие», авторы программ нового поколения предлагают, через раздел
художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными
способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности
ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку
выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы
объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.
Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения
предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную
нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не
удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не
узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и
техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и
средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также
передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе
отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной
деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения,
творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники
рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их
использования. Технология их выполнения интересна и доступна как
взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для
детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение
предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому
процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия
и, как следствие, познавательных способностей.
Нормативно - правовые основы разработки программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования"
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных
организациях" (Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15.05.2013 №26)

2. Общие положения
Занятия по изобразительной деятельности проводятся по подгруппам с
детьми 4-5 лет, 5-6, 6-7 лет в рамках календарно-тематического плана.
Рабочая программа составлена на основе «Программы художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
И.А.Лыковой.
Новизна. Основной задачей в работе кружка - развитие не только
изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей,
через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и
нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности
в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с
использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа
возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего
представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи
впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только
художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе
рисования.
Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и
художественные способности в процессе комментированного рисования,
формирование всех психических процессов, развитие художественно –
творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия
окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающие: учить детей осваивать коммуникативные, языковые,
интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающие: развивать творческую активность, мышцы кистей рук,
поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные: формировать положительно – эмоциональное
восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к
изобразительному искусству.
Задачи кружка:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.
- Развивать связную речь.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя
непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично
способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению
цветовой гаммы рисунков.

- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать
требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей,
не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада).
- Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить
обобщать и противопоставлять, рассуждать.
На занятиях используется прием комментированного рисования. В
процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный
разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу.
На занятиях используются потешки, загадки, поэтические произведения.
Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много
новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развиваются
коммуникативная функция речи, связная речь.
Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту
ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их,
применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных
явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете,
величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Дети с 4 лет начинают осваивать такие виды изобразительного искусства,
как: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура(лепка
из пластилина и солёного теста).
Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений.
Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального
оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения
собственных чувств.
Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика, ведётся работа
по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из овощей;

тычок жесткой кистью;

оттиск печатками из ластика;

оттиск поролоном;

восковые мелки и акварель;

свеча и акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошек;

тычкование;

кляксография;

монотипия;


набрызг;

граттаж;

печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же
эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти,
воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в
рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выработке умений
видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до
узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и
обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства
познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу
рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс
педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала,
который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим
занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал,
на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования
рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение,
возникает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей
действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками,
восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в
общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во
всех типах коммуникативных высказываний.

3. Организация занятий кружка
Кружок посещают дети 4-5 лет, 5-7 лет. Занятия проводятся 3 раза в
неделю. Продолжительность занятия для детей 4-5 лет – 20 минут, для детей 5-6
лет - 25 минут, 6-7 — 30 минут.
Материал:
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки;
фломастеры;
свеча;
ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктейльные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
кисти;
подставки под кисти;
палитры;
клеёнки.
Приемы и методы используемые на занятиях:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
Практические – упражнения, игровые методы.
Словесные
методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация; словесные приемы – объяснение, пояснение,
педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Правила проведения занятий:
Использование приема транслирования информации,
отбор тематического содержания,
главный герой рисования – ребенок,
взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
Педагог создает схематические изображения, не только рассказывает о
том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий.
В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации,
имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
обеспечение главных условий общения,
стимуляция и поддержание речевой инициативы,
использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

коммуникативное рисование с использованием имитационных движений
и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),
динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной
ситуации,
словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации программы:
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
Показатели прохождения программы:
Узнают много об окружающем мире, так как занятия проходят по
определенной теме.
Используют в одной работе разные изобразительные материалы.
Рисуют различными материалами.
Используют в работе разные дополнительные материалы.
Развиваются навыки по составлению сюжетов.
Дети учатся цветоведенью.
Экспериментируют.
Развивается связная речь.
Уважительно относятся к работам товарищей, при этом объективно
оценивают свою работу.
Преемственность:
сформировать умения и навыки,
развивать личностные качества.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями,
умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком
своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих
способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях
дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить
себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в
программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Учебно – тематическое планирование
для детей 4-5 лет
№
п/п

Тема

Количество
занятий
1
1
1

Всего часов
(мин)
25 мин
25 мин
25 мин

1
2
3

Сказка про краску. Путешествие Кисточки.
Воздушные шары для феи.
Разноцветный зонтик.

4
5
6
7

Цветочная клумба.
Чудесные бабочки.
Храбрый петушок.
Яблочко спелое.
Кисть рябины красной. Использование ватной палочки.
Веточка осеннего дерева. Техника примакивания.
В гостях у народных мастеров. Узор в полосе. Закладка.
Нежный букетик для мамы. Техника примакивания.
Мишка косолапый (тычок жесткой кистью).
Мышь и воробей.
Заяц серенький стал беленьким.
Заюшкина избушка.
Новогодняя игрушка. Лепка из солёного теста.
Новогодняя игрушка. Роспись гуашью.
Морозные узоры (рисование свечой
Наша ёлочка. Рисование с элементами аппликации.
Весёлый снеговик. Пластилинография.
Девочка-снегурочка.
Снегири.
Волшебница-зима (пейзаж)
Первый снег (граттаж)
Ёлочка в снегу.
Веселые кляксы (кляксография).
Букетик с мимозой для мамы.
Русские матрешки
Мои любимые рыбки (оттиск печатками)
Моё море (рисование на мокром листе)
Космический пейзаж .
Превращения камешков (рисование на камнях)
Бабочка-красавица (монотипия)
Колючая сказка (рисование штрихом)
Мой четвероногий друг. Графика.
Как я люблю одуванчики (обрывание, тычкование)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
50 мин

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.

1
38

25 мин
975 мин /
16 часов
15 мин

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Итого

Учебно – тематическое планирование
для детей от 5 до 6 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Тема
Что мы умеем и любим, рисовать? (Педагогическая
диагностика)
В гостях у цветных карандашей. Рисование яблока
цветными карандашами (с натуры)
Королева Гуашь в гостях у ребят. Рисование цветов астры
Три царевны Гуашевого царства.
Ветка рябины (пальчиковое рисование)
Коллективное изготовление коллажа «Лес»
Утята на пруду
Волшебный домик
Точка – основной изобразительный элемент кистевой
живописи. Красивые салфетки
Линия - основной изобразительный элемент кистевой
живописи. Тучи по небу бежали
Грузовик
Выставка-продажа перчаток
Кошка с воздушными шариками
Рисование по представлению Храбрый петушок
Белянка, которую любили все. Морозные узоры
Зайка серенький стал беленьким
Снеговики в шапочках и шарфиках
Рисование с элементами аппликации. Наша ёлочка
Праздничная ёлочка (поздравительная открытка)
Черепахи
Как розовые яблоки на ветках снегири
Солдат на посту
Весёлые матрёшки (к выставке «Весёлый хоровод»)
Сердечная открытка (кляксография)
Портрет папочки
Рисование – экспериментирование «По морям, по
волнам…» (с элементами бумажной пластики)
Мимоза (праздничная газета)
Цветик – разноцветик (смешивание цветов)
В морской глубине
Солнечный цвет (рисование-экспериментирование)
Пушистые одуванчики
Ракета в звёздном небе (набрызг)
Бабочки – красавицы (монотипия)
Пасхальное яичко
Радуга-дуга, не давай дождя (дидактическое рисование)
Праздничный день
Что мы умеем и любим, рисовать (педагогическая
диагностика)
Здравствуй, лето! (развлечение для детей)
Итого

Количество
занятий
1

Всего часов
(мин)
25 мин

1

25 мин

1
1

25 мин
25 мин

1
1
1
1

25 мин
25 мин
25 мин
25 мин

1

25 мин

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
50 мин

1
38

25 мин
975 мин /
16 часов
15 мин

Учебно – тематическое планирование
для детей от 6 до 7 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема
Педагогическая диагностика
Королева Гуашь в гостях у ребят. Загадки с грядки
Три царевны Гуашевого царства
В садах созрели яблоки
Точка – основной изобразительный элемент кистевой
живописи. Черешня
Симметрия Осенние листья (рисование с натуры)
Перспектива
Коллективная композиция «Летят перелётные птицы»
Светотень. Необычная посуда (оттиск пробкой, печатками из
ластика)
Композиция. Домик с трубой и сказочный дым (рисованиефантазирование)
Деревья смотрят в речку (рисование в технике «по мокрому»)
Машины на улицах посёлка (коллективная композиция)
Линия – основной изобразительный элемент кистевой
живописи. Профессии, которые мне нравятся
Пейзаж. Разговорчивый родник (рисование пастелью)
Выставка котят (тычок жёсткой полусухой кистью)
Белянка, которую любили все
Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы
Беляночка и её подружка Синяя краска (экспериментирование)
Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы
Весело качусь я под гору в сугроб
Рисование с натуры «Еловые веточки (зимний венок)»
Совы (тычок жёсткой полусухой кистью)
Верблюд в пустыне («расчёсывание» краски)
Колорит. Дремлет лес под сказку сна
Звонкие колокольчики (лепка из солёного теста)
Звонкие колокольчики. Оформление лепных поделок
Рисование – экспериментирование «Море» Кораблики в море
(техника «Знакомая форма – новый образ»)
Папин портрет (рисование с опорой на фотографию)
Волшебные снежинки (краски зимы)
Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)
Фантастические цветы (рисование по замыслу)
Рыбки играют, рыбки сверкают (узор на вырезанном силуэте).
Весеннее небо (рисование в технике по мокрому» (цветовая
растяжка, лессировка)
Расцвели одуванчики
Волшебная сила чёрной краски Космический пейзаж (граттаж)
Паук в паутине (обрывание бумаги)
Чудо-писанки (рисование на объёмной форме (скорлупе яйца))

Количество
занятий
1
1
1

Всего часов
(мин)
30 мин
30 мин
30 мин

1

30 мин

1
1

30 мин
30 мин

1

30 мин

1

30 мин

1
1
1

30 мин
30 мин
30 мин

1
1
1

30 мин
30 мин
30 мин

1

30 мин

1
1
1
1
1
1
1
1

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

1
1
1
1
1
1

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

1
1
1
1

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

34
35
36
37

Праздничный салют (проступающий рисунок)
Что мы умеем и любим, рисовать (педагогическая диагностика)

1
2

30 мин
60 мин

Сделаем мир цветным (досуг для детей)

1
37

30 мин
1110 мин /
18 часов
30 мин

Итого

Используемая литература
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007 – 80 с.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007 – 72 с.
3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми
дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий,
планирование. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128 с.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя
группа. – «Цветной мир», Москва. 2013.
5 Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
группа. – «Цветной мир», Москва. 2013.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная группа. – «Цветной мир», Москва. 2013.
7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
8. Соловьёва Е.В. Я рисую: Пособие для детей 4-5 лет. 4-е издание. М.
Просвещение, 2017, 32 с.
9. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20
познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.
10. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Разработки занятий. –
Волгоград: ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».